Малый драматический театр в рамках фестиваля «Сезон Станиславского» представляет в Москве на сцене МХТ им. Чехова премьеру Льва Додина «Вишнёвый сад». Это второе обращение Додина к «Вишнёвому саду». Предыдущую версию он поставил в 1994 г. В постановке 1994 г. роли исполняли: Татьяна Шестакова — Раневская, Игорь Иванов — Лопахин, Сергей Курышев — Петя. В новом спектакле Раневскую играет Ксения Раппопорт, Лопахина — Данила Козловский, Варю — Елизавета Боярская.
«Пьеса „Вишнёвый сад“ Чехова вызывает сегодня сильный всплеск чувств, ассоциаций, аналогий и нового понимания самой пьесы и нашей русской истории через неё, — рассказал в интервью РИА «Новости» Лев Додин. — „Вишнёвый сад“ — особая пьеса. Это последнее предсмертное создание писателя и очень пророческое». Соавтором режиссёра в этой постановке стал Александр Боровский — художник, с которым режиссёр постоянно работает в последнее время. Постановщики решили отказаться от сцены, развернув всё действие в партере, за счёт чего зрители практически находятся в доме Раневских, где артисты играют в непосредственной близости от них.
«В нашем театре выросло новое поколение, с которым можно решать самые сложные задачи, — отметил Додин. — Наши артисты всегда много привносят в процесс создания спектакля, и моя работа без диалога с артистами невозможна».
По словам исполнителя главной роли (Ермолая Лопахина) Данила Козловского, Додин создал очень современный спектакль, который повествует не о начале XX в., а о сегодняшней жизни. «Это не модная постановка с использованием всех технологий, а действительно живой театр в прекрасном классическом понимании, — утверждает актёр. — Все поступки Лопахина спровоцированы чудовищной психологической травмой с детства — травмой рабства. Он сын раба, и это ощущение никуда не ушло. И вся энергия направлена на уничтожение любого напоминания о страшном прошлом. Он вырубает вишнёвый сад с верой, что построит здесь новую жизнь. Он действительно в это верит».
Сам вишнёвый сад в спектакле представляет собой сценографический приём, который просто бьёт наотмашь. На экране из белой ткани, укутывающей всю сцену, как будто транслируют киноролик времён немого кино. Для того чтобы актёры смогли ощутить настоящую атмосферу вишнёвого сада, их специально вывезли в экспедицию «на натуру» в Германию. Причём вместе с известным кинооператором Алишером Хамидходжаевым, согласившимся поучаствовать в кино — театральном эксперименте — съёмке в стилистике немого кино дореволюционных годов. В России садов, способных потрясти воображение своими размерами, не нашлось. Пытались договориться с владельцем роскошного сада на Украине. Там сад «не хотел» расцветать когда это было нужно. Свой вожделенный сад Лев Додин нашёл под Гамбургом в регионе Альтес Ланд. Вишни там почему-то тоже долго не зацветали. В результате пришлось три раза менять авиабилеты, репертуар, планы, но только не намерение — показать сад во всей его красе во что бы то ни стало.
«Этот невероятной красоты сад мы застали в те несколько дней, когда он в полном цвету, — рассказала Раппопорт. — Это не музей, а живой сад, за которым ухаживают. Он принадлежит старому крестьянину, который сказал, что, пока он жив, будет жив и этот сад. Раневская — один из самых сложных женских образов, которые есть в пьесах Чехова. Она очень неоднозначный человек, и я надеюсь, что моя дорога к ней впереди, и я нахожусь ещё в процессе поиска. Но в целом могу сказать, что завидую Раневской, потому что, как мне кажется, у неё есть невероятная человеческая свобода, очень редкое качество, которое нельзя воспитать, у неё оно врождённое».
По словам Ксении, они приехали туда с камерой, чтобы снять кусочек фильма, который используется в спектакле, когда Лопахин показывает немой фильм Раневской. Но сад дал ощущение такого счастья и такие эмоции, которые привнесли понимание того, что значит эта потеря.
Работа над спектаклем шла долго, режиссёр обдумывал план постановки более трёх лет. По возвращении из Германии команда актёров отправилась под Ялту. Ведь именно там, по убеждению Льва Додина, стало возможным полное погружение в атмосферу чеховской драматургии, дающей понимание подлинного масштаба трагедии.
Московские показы — первый выход спектакля за стены родного театра. «Гастроли в Москве и встреча с московским зрителем — это особая история», — выразил общее настроение участников спектакля Козловский. То же могут утверждать и московские театральные «гурманы», которым посчастливилось успеть приобрести билеты на заветную премьеру стоимостью от 5500 до 25 000 руб.