Индекс предпринимательской уверенности в IV квартале сохранился в позитивной зоне лишь в розничной торговле (+1%). В сфере услуг он снизился до –4%, в строительстве держится на уровне прошлого квартала (–6%). Большинство топ-менеджеров отечественных компаний с пессимизмом смотрят на перспективы наступающего года.
Отличительной особенностью развития розничной торговли в нынешнем году, по оценке ученых ВШЭ, следует считать акцентированное ухудшение делового климата в компаниях, занимающихся реализацией продовольственных товаров. Расчет индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) для данной группы показал беспрецедентное падение индикатора. Причем такой реакции продовольственного сегмента не наблюдалось даже в острый период 2009 г. Ведь именно за счет сохранения активности со стороны домашних хозяйств тогда розница достаточно быстро преодолела внешний шок и взяла курс на восстановление. Так, если среднегодовые значения ИПУ на протяжении последних пяти лет по данному виду деятельности стабильно колебались в диапазоне +5—7%, то по итогам 2014 г. его значение провалилось до 0%.
В то же время в компаниях, занимающихся продажей непродовольственных товаров, ситуация выглядит приличнее. Несмотря на то что ИПУ здесь еще с 2013 г. взял курс на понижение, по итогам текущего года сохранился в приемлемом для сегодняшней ситуации диапазоне, опустившись относительно III квартала всего лишь на 1 п.п. — до +3%.
Обострение монетарных факторов и последствия санкций, вызвавшие изменение ассортиментной линейки и логистические издержи, спровоцировали очередной виток цен. Об их повышении по сравнению с III кварталом сообщили более 50% руководителей торговых организаций.
«Внешнеторговые ограничения и девальвация национальной валюты оказали мощный удар по одному из самых социальных, а поэтому стратегических сегментов российской экономики, — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Традиционной для аналогичных экономических явлений в прошлые периоды стала и реакция потребителей на происходящие события. Российский покупатель словно ждал момента окунуться в атмосферу дефицита, начав затовариваться впрок, создавая дополнительный ажиотаж на рынке, тем самым только раскручивая „санкционный маркетинг“ ретейлеров. В результате наблюдающейся девальвации рубля население скупает импортные товары исходя из принципа „Покупай, пока еще не окончательно подорожало“».
Сегодняшняя потребительская модель поведения домашних хозяйств, достаточно ясная и прагматичная, которая всегда повторяется в период повышенной турбулентности на валютном рынке и неопределенности экономической ситуации, предполагает максимальные закупки товаров длительного пользования, включая инвестиционные изделия. Затем население резко снизит свою покупательскую активность, перейдя к ограниченному потреблению только товаров и продуктов, необходимых для текущего жизненного обеспечения. Данная модель поведения может серьезно ударить не только по торговой рознице, но и по экономике в целом.
Граждане отказываются от необязательных услуг
Деловая активность на рынке услуг в IV квартале 2014 г. продолжала снижаться. Сохранилась негативная динамика основных показателей деятельности сервисных организаций. Увеличилось число предпринимателей, отметивших снижение потребительского спроса и объема оказанных услуг, численности работников и полученной прибыли, а также наблюдалось ухудшение конкурентной позиции и экономического положения организаций. Балансы оценок изменения всех указанных показателей, характеризующих деловой климат в сфере сервиса, относительно предыдущего квартала имели отрицательные значения.
К позитивным аспектам, выявленным обследованием Росстата, можно отнести достаточно сдержанный рост цен на услуги, по крайней мере, по сравнению с розничной торговлей. Вместе с тем с учетом повышенной турбулентности на валютном рынке в последние дни можно с уверенностью прогнозировать, что уже в начале следующего года цены на услуги, предоставляемые населению, выйдут на новое плато. Какова будет реакция потребителей на данный маневр цен, просчитать достаточно сложно. Однако ретроспективный анализ подобных ситуаций в прошлом свидетельствует, что произойдет резкое сокращение спроса на ряд услуг, особенно необязательных, со стороны населения. Это приведет к сокращению занятых, работающих в сфере услуг, и даже к банкротству ряда сервисных организаций.
Индекс предпринимательской уверенности, интегрально характеризующий деловой климат на рынке услуг, продолжил снижение и в IV квартале 2014 г., достигнув минимального значения за три года проведения обследований (–4%). Нисходящая динамика и отрицательная величина индикатора свидетельствуют об очевидном замедлении деловой активности в отрасли в целом и позволяют характеризовать бизнес-климат в этом сегменте экономики как неблагоприятный.
Правда, в определенной степени траектория ИПУ обусловлена сезонным фактором — традиционным затишьем на рынке услуг в конце каждого года. Однако устойчивое ухудшение значений индикатора в годовом измерении (с +5% в IV квартале 2012 г. до –4% в IV квартале 2014 г.) говорит о том, что даже при нивелировании сезонной составляющей все равно наблюдался бы отчетливый понижательный тренд предпринимательской уверенности.
Ухудшение делового климата в сфере услуг связано, в первую очередь, как и в розничной торговле, с сокращением платежеспособного спроса со стороны населения.
Торможение роста реальных располагаемых денежных доходов населения, обесценивание рубля и рост инфляции на фоне сохраняющейся неопределенности в оценке текущей и перспективной экономической ситуации вынуждают потенциальных потребителей услуг минимизировать затраты и по возможности тратить доходы на создание личных «подушек безопасности». Сюда входят приобретение жилья или товаров длительного пользования и «долларизация» накоплений (удельный вес покупки валюты в структуре использования денежных доходов населения вырос с 4,7% в октябре 2013 г. до 8,6% в октябре текущего года). В то же время сберегательная стратегия предполагает ограничение пользования необязательными услугами или полный отказ от них.
Строители надеются сохранить численность занятых
В строительстве значение главного результирующего индикатора исследования Росстата — сезонно скорректированного индекса предпринимательской уверенности — по сравнению с III кварталом не изменилось (–6%). Сохранение величины ИПУ на уровне прошлого квартала во многом объясняется надеждами респондентов на сохранение численности занятых в своих организациях в I квартале следующего года на уровне отчетного квартала. Данный индикатор является одной из основных компонент композитного ИПУ в отрасли.
С остальными компонентами ИПУ в строительстве дела обстоят сложнее. В отчетном квартале наблюдалось сохранение тенденции к спаду спроса на строительные работы. Практически каждый четвертый участник опроса (24%) отметил сокращение по сравнению с предшествующим кварталом числа заключенных договоров. Примерно две трети организаций сохранили портфель заказов на уровне прошлого квартала.
Аналогичная ситуация сложилась с выполненным объемом строительно-монтажных работ (СМР). Так, 27% респондентов сообщили об уменьшении (по отношению к предшествующему периоду) объема работ, а 54% сохранили объемы III квартала. Средний уровень загрузки производственных мощностей по отрасли в IV квартале, как и в предшествующем, составил 64%.
Ухудшение спросовой и производственной ситуации вынудило предпринимателей немного более активно сокращать численность занятых. Так, доля строительных организаций, где наблюдалось сокращение персонала по сравнению с предыдущим кварталом, составила 25%, а увеличение занятости — 14%.
Снижение спроса в конце года не могло не сказаться на финансовом положении строительных организаций. В оценках руководителей преобладали пессимистические настроения. Каждый пятый (20%) респондент заявил об уменьшении собственных финансовых ресурсов организации, а увеличение отметили лишь 13% опрошенных.
Вместе с тем практически девять из десяти участников опроса (88%), оценивая в совокупности производственную деятельность и финансовое положение, охарактеризовали общую экономическую ситуацию своих организаций как «благоприятную» и «удовлетворительную».
Наиболее существенные негативные изменения произошли в оценках текущего роста цен и инфляционных ожиданиях. Более трех четвертей (76%) опрошенных руководителей строительных организаций сообщили о росте цен в анализируемом периоде на приобретаемые стройматериалы, что на 5 п.п. выше, чем кварталом ранее.
В свою очередь, шесть из десяти предпринимателей (59%) в текущем квартале подняли цены на СМР, что на 5 п.п. выше, чем в предыдущем квартале. Данные значения показателей являются самыми высокими с начала 2009 г.
В своих прогнозах на ближайший квартал топ-менеджеры строительных компаний предполагают, что дальнейший рост как «своих», так и «чужих» цен продолжится примерно теми же темпами.