Фильм российского режиссёра Андрея Звягинцева «Левиафан» вошёл в десятку лучших фильмов 2014 г. по версии американского информационного агентства Associated Press (АP), сообщает ТАСС.
Этот почётное место в списке прибавилось к уже имеющимся у фильма, так сказать, «фьючерсным наградам» (фильм ещё не показывали в России, покажут только в феврале). Лента входит в шорт-лист номинации «Лучший фильм на иностранном языке» премии «Оскар», претендует на престижную американскую премию «Золотой глобус».
В опубликованный рейтинг АP попали также фильмы «Ида» польского режиссёра Павла Павликовского, «Отрочество» (Boyhood) Ричарда Линклейтера, «Отель „Гранд Будапешт“» (The Grand Budapest Hotel) Уэса Андерсона, «Бёрдмэн, или Неожиданное достоинство невежества» (Birdman or The Unexpected Virtue of Ignorance) мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту , «Интерстеллар» (Interstellar) Кристофера Нолана, «Врождённый порок» (Inherent Vice) Пола Томаса Андерсона, «Роковая страсть» (The Immigrant) Джеймса Грэя, «Побудь в моей шкуре» (Under the Skin) Джонатана Глейзера и «От звонка до звонка» (Starred Up) британца Дэвида Маккензи. Список АP был составлен журналистом АP Джейком Койлом, освещающим кинематограф.
Как говорится в аннотациях к «Левиафану», это авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России, и отсылка к одноименному сочинению знаменитого английского философа Томаса Гоббса. Также в связи с этой лентой часто вспоминают трагическую историю американского сварщика Марвина Химейера. Стоит напомнить характеристики каждого из этих трёх компонентов, которые, судя по предварительным рецензиям, использовал А. Звягинцев при приготовлении кинококтейля.
Библейский Левиафан (громадное морское существо) упоминается в книге Иова, говорится о нём так: «Можешь ли ты вытащить Левиафана крюком? Или язык его верёвкой, тобой забрасываемой?». Ещё сказано, что «на всё высокое взирает он: он царь над всеми сынами гордости». Надо заметить, что Левиафана, судя по Книге псалмов, Бог поразит в голову и отдаст в пищу «людям пустыни».
Английский философ XVII века Т. Гоббс — один из основателей теории общественного договора. По Гоббсу, естественное состояние человека — война всех против всех, естественная идея — человек человеку волк. Жить так невозможно, а потому, писал Т. Гоббс, люди отказываются от части своих «естественных прав» и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное использование оставшимися правами, — государство. Всё это он описал в работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
По Т. Гоббсу, государство и есть левиафан, об этом он пишет в главе «Происхождение государства»: «…для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями… Если это совершилось, то множество людей, объединённое таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой».
Как сообщает «Википедия», Марвин Джон Химейер (1951—2004) — сварщик, владелец мастерской в Грэнби, штат Колорадо. После длительного конфликта с компанией Mountain Park (цементный завод) по поводу территории, на которой находилась его мастерская, оборудовал бульдозер Komatsu D355A-3 бронёй и разрушил 13 административных зданий (в том числе все здания, принадлежавшие цементному заводу), после чего покончил жизнь самоубийством. Это происшествие также известно в СМИ и Интернете как «война Марвина Химейера».
Это, так сказать, три источника и три составные части фильма А. Звягинцева. Что получилось в итоге?
Аннотации примерно такие. Главный герой картины Николай (Алексей Серебряков) вместе со своей женой Лилей (Елена Лядова) живёт в небольшом северном городке и владеет автомастерской. Когда мэр города пытается снести его дом и конфисковать всё имущество, Николай просит помощи у своего старинного друга — московского юриста Дмитрия Селезнёва (Владимир Вдовиченков), который, приехав в город, сталкивается с произволом чиновников и представителей РПЦ. Действия героя и заставляют вспоминать Марвина Химейера.
Нынче ожидается выход второй версии фильма, первая была переполнена матом и называлась «Батя». Это смутило продюсера картины Александра Роднянского и помешало запустить проект в 2011 г.
Мат убрали. Образовалась, видимо, некая пустота. Её надо было срочно заполнить чем-то столь же привлекательным для интеллектуальных зрителей, как нецензурная лексика в «долби сурраунд». Вот тогда и вышел на первый план Левиафан, и пошли разговоры про Т. Гоббса.
Судя по развивающимся событиям, цензурная правка пошла кино на пользу. Вряд ли русский мат привлёк бы столь пристальное внимание западных оценщиков кинолент — английский не менее изощренный. А вот намёки на наличие в ленте глубокой философии, на вдумчивое прочтение Книги книг и на знакомство авторов фильма с творчеством английского философа оказалось как раз тем, что было надо.
Образный ряд в фильме, видимо, традиционен. Для оправдания ссылки на Левиафана был изготовлен бутафорский скелет синего кита весом в полторы тонны и длиной 24 метра, который шесть дней монтировался в бухте рядом с поселком Териберка на берегу Баренцева моря (Мурманская область).
В целом в картине более 15 персонажей, критики отметили, что это самый многолюдный фильм А. Звягинцева. Примерно год занял поиск актёров.