Незадолго до конца прошлого года был подписан закон, в соответствии с которым в Налоговый кодекс РФ введена новая глава 33 «Торговый сбор». Что это за сбор, кто, при каких случаях и в каком размере будет его уплачивать, предлагаем ознакомиться.
1 января 2015 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 382-ФЗ). Указанный закон дополнил Налоговый кодекс главой 33 «Торговый сбор». Новый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе уже со следующего полугодия. Но обо всем по порядку.
Где и кем вводится
Как уже было сказано, торговый сбор может вводиться на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 410 НК РФ). В трех городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор может быть введен законами данных субъектов Федерации с 1 июля 2015 г. (п. 4 ст. 4 Закона № 382-ФЗ). В муниципальных образованиях, не входящих в состав указанных трех городов федерального значения, торговый сбор может быть введен местными властями только после принятия соответствующего федерального закона.
При установлении торгового сбора местные власти вправе определить ставку этого сбора в пределах, указанных в главе 33 НК РФ. Кроме того, они могут вводить льготы, основания и порядок их применения.
Кто будет уплачивать
Плательщиками сбора будут компании и предприниматели, занимающиеся теми видами торговой деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых местными властями установлен торговый сбор, с использованием объектов движимого или недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (п. 1 ст. 411 и п. 1 ст. 413 НК РФ).
При этом к торговой деятельности относятся следующие виды торговли (п. 2 и 3 ст. 413 НК РФ):
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
- деятельность по организации розничных рынков.
В подпунктах 2 и 3 п. 4 ст. 413 НК РФ даны определения понятий торговли и деятельности по организации розничных рынков. Так, торговлей является вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады. Деятельностью по организации розничных рынков признается деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Обратите внимание, что от уплаты торгового сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему, а также налогоплательщики, перешедшие на ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ).
К сведению
Согласно п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ не будут облагаться ЕНВД те виды деятельности, в отношении которых местные власти установят взимание торгового сбора.
Объект обложения
Объектом обложения сбором является использование объекта движимого или недвижимого имущества для видов торговли, в отношении которых установлен этот сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ). Датой возникновения объекта обложения сбором будет дата начала использования указанного выше имущества, а датой прекращения взимания сбора — дата прекращения использования такого имущества.
Приведем определение понятия объектов осуществления торговли, данное в подп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ. К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков.
Расчет суммы торгового сбора
Периодом обложения сбором признается квартал (ст. 414 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 417 НК РФ сумму сбора плательщик определяет самостоятельно (за исключением случая, когда плательщик не представил уведомление, об этом будет сказано далее). Расчет ведется для каждого объекта обложения сбором отдельно. Для этого ставку сбора нужно умножить на физический показатель облагаемого сбором торгового имущества. Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ).
Максимальные ставки сбора
Ставки сбора устанавливаются местными властями в рублях за квартал в расчете на объект осуществления или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ). В статье 415 НК РФ установлены максимальные ставки торгового сбора, зависящие от площади торгового зала магазина и вида деятельности.
Ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением ПСН по соответствующему виду деятельности на основании патента, выданного на три месяца. Напомним, что на патентную систему может переводиться розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети (подп. 45 и 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Из этого следует, что данное ограничение касается розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, без торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
При этом для определения предельных ставок не учитываются ограничения для применения ПСН в отношении розничной торговли, установленные в подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ (п. 2 ст. 415 НК РФ). В частности, согласно подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ не относится к розничной торговле в целях применения патентной системы реализация подакцизных товаров. А в целях уплаты торгового сбора данный вид деятельности будет считаться розничной торговлей.
О ставках сбора для торговли в иных условиях говорится в п. 3 ст. 415 НК РФ. Ставка сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также по торговле со склада, устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала. Данная ставка не может превышать деленную на 50 расчетную сумму налога, подлежащую уплате в данном муниципальном образовании на основании патента по розничной торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту, выданного на три месяца. Поясним это на примере.
Пример
Рассчитаем максимальную сумму торгового сбора для магазина с площадью торгового зала 90 кв. м, расположенного в Центральном административном округе г. Москвы.
Согласно подп. 1 п. 62 ст. 1 Закона г. Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» сумма потенциально возможного годового дохода для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м для объектов, расположенных в ЦАО г. Москвы, с 1 января 2015 г. установлена в размере 4 000 000 руб. в год за один объект торговли. Ставка налога при патентной системе — 6% (п. 1 ст. 346.50 НК РФ). Сумма налога за календарный год составит 240 000 руб. (4 000 000 руб. х 6%). Соответственно, сумма налога за три месяца — 60 000 руб. (240 000 руб. : 4 квартала).
Таким образом, ставка сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м, расположенные в ЦАО г. Москвы, на 1 кв. м не может быть больше 1200 руб. (60 000 руб. : 50). А максимальная сумма торгового сбора для магазина с площадью торгового зала 90 кв. м будет равна 108 000 руб. (1200 руб. х 90 кв. м).
Ставка сбора, установленного для деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ).
Дифференцированные ставки
Местные власти могут устанавливать дифференцированные ставки сбора в зависимости (п. 6 ст. 415 НК РФ):
- от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
- категории плательщика сбора;
- особенностей осуществления отдельных видов торговли;
- особенностей объектов осуществления торговли.
При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.
Определение физического показателя
Для расчета суммы сбора необходимо использовать показатель площади торгового зала. Согласно п. 5 ст. 415 НК РФ площадь торгового зала определяется в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Приведем это определение. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Площадью торгового зала считается часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Не учитываются при определении площади торгового зала площади подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей.
Учет и контроль плательщиков
Постановка на учет и снятие с учета организаций или предпринимателей в качестве плательщиков сборов в налоговой инспекции производятся на основании соответствующего уведомления плательщика сбора (п. 1 ст. 416 НК РФ).
Не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения торговым сбором организация или предприниматель должны подать в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора (п. 1 ст. 416 НК РФ). В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором:
- вид предпринимательской деятельности;
- имущество, с использованием которого связана указанная предпринимательская деятельность;
- физические характеристики — количество или площадь указанного имущества, исходя из которых будет исчисляться сбор.
Кроме того, плательщик сбора обязан уведомить налоговиков о каждом изменении показателей из уведомления, если это влияет на сумму сбора. Уведомление следует подать не позднее пяти дней со дня изменений (п. 2 ст. 416 НК РФ).
Уведомление можно подать на бумаге или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 6 ст. 416 НК РФ).
Если торговый сбор уплачивается с объекта недвижимости, то постановка на учет осуществляется в налоговой инспекции по мету нахождения этого объекта. В противном случае встать на учет необходимо по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (п. 7 ст. 416 НК РФ).
Если у организации или предпринимателя есть несколько объектов, подпадающих под уплату торгового сбора в одном городе, но на территории, подведомственной разным налоговым инспекциям, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.
Если уведомление о постановке на учет не будет направлено налоговикам, а налогоплательщик все-таки займется торговлей, подпадающей под уплату данного сбора, данное нарушение приравнивается к деятельности без постановки на учет в налоговой инспекции (п. 2 ст. 416 НК РФ). Напомним, что за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе предусмотрен штраф в размере 10% от суммы доходов, полученных в результате такой деятельности. При этом сумма штрафа не может быть менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Постановка на учет производится на основании полученного налоговиками уведомления в течение пяти дней после его получения (п. 3 ст. 416 НК РФ). В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора будет направлено соответствующее свидетельство.
Если плательщик сбора прекратит деятельность, подпадающую под его уплату, он также должен представить в налоговую инспекцию соответствующее уведомление (п. 4 ст. 416 НК РФ). Датой снятия с учета компании или предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения того вида деятельности, который был указан в уведомлении.
Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в них, будет разработан ФНС России (п. 5 ст. 416 НК РФ).
Принудительная постановка на учет
Налоговые органы могут осуществить постановку на учет плательщика сбора самостоятельно на основании информации, представленной органом, осуществляющим полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором, о том, что организация или предприниматель, не подавшие уведомление, ведут торговую деятельность, подпадающую под уплату сбора (п. 1 ст. 416 и п. 4 ст. 418 НК РФ). При выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговую инспекцию. Кроме того, уполномоченный орган должен информировать плательщика сбора о направлении информации в налоговый орган в течение пяти дней с даты направления данных в налоговую инспекцию.
В случае представления налоговикам от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, на которые не подано уведомление, налоговики направят плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации (п. 3 ст. 417 НК РФ).
Какой именно орган будет выполнять указанные выше полномочия, должно быть установлено в законе субъекта Федерации (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Учет сумм торгового сбора
В НК РФ также были внесены поправки, позволяющие учитывать сумму торгового сбора в расходах при различных налоговых режимах.
…при общем режиме
Организации на общем режиме не вправе учесть сумму уплаченного торгового сбора в расходах (п. 19 ст. 270 НК РФ). Однако это не беда. Дело в том, что на сумму торгового сбора организация сможет уменьшить налог на прибыль к уплате. Согласно п. 10 ст. 286 НК РФ плательщики торгового сбора вправе снизить на сумму сбора величину налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода. При этом уменьшается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ. Сумму налога разрешается снизить на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога или авансового платежа.
Уменьшение запрещено, если компания пыталась незаконно избежать уплаты торгового сбора и перечислила торговый сбор на основании выставленного налоговиками требования.
Индивидуальные предприниматели на общем режиме, уплачивающие торговый сбор, вправе уменьшить сумму НДФЛ, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде (п. 5 ст. 225 НК РФ).
Как и для организаций, уменьшение невозможно, если предприниматель пытался незаконно избежать уплаты сбора и перечислил его только по требованию налоговой инспекции.
…при УСН
Согласно п. 8 ст. 346.21 НК РФ организации и предприниматели, применяющие «упрощенку», вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового или отчетного периода и зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.
Так же, как и при общем режиме, уменьшить налог нельзя, если налогоплательщик пытался незаконно избежать уплаты сбора и перечислил его на основании требования налоговиков.