Вновь образованный Верховный суд РФ в масштабном порядке еще не приступил к ревизии правовых позиций упраздненного ВАС РФ, однако уже активно уточняет правила своей работы. Предлагаем вам ознакомиться с новым законопроектом, который Верховный суд РФ внес на рассмотрение в Государственную Думу.
Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“ и статью 2 Федерального конституционного закона „О Верховном суде Российской Федерации“» действует с 6 августа 2014 г. В соответствии с ним единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам признается Верховный суд РФ. За этот недолгий период Верховный судом было проделано немало работы. В частности, Президиумом ВС РФ от 05.11.2014 утвержден Временный порядок подачи документов в электронном виде в Верховный суд РФ. Согласно этому порядку обращения в высшую судебную инстанцию (кроме административных дел и заявлений о принятии обеспечительных мер, а также об обеспечении доказательств и ходатайств о приостановлении исполнения судебных актов) могут быть поданы в электронном виде.
Помимо этого, Верховный суд РФ выступил с очень важной законодательной инициативой. 29 октября 2014 г. на рассмотрение в Госдуму был внесен проект федерального закона № 638178-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Законопроект). Рассмотрим, какие нормы предполагается скорректировать.
Досудебное урегулирование споров
В Арбитражный процессуальный кодекс РФ планируется ввести новое общее правило. Оно заключается в следующем. Все споры за некоторым исключением должны сначала решаться в претензионном порядке, и он считается соблюденным по истечении тридцати дней с момента направления претензии, если иной срок и (или) порядок не установлен законом или договором. К исключению относятся следующие дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок;
- о банкротстве;
- по корпоративным спорам;
- о защите прав и законных интересов группы лиц.
Названные категории дел являются наиболее значимыми, поэтому промедление в их разрешении чревато для участников гражданского оборота негативными последствиями. К примеру, при разрешении корпоративного спора о возврате незаконно списанных акций и восстановлении корпоративного контроля над компанией промедление, вызванное соблюдением претензионного порядка, может повлечь дальнейшее распределение акций среди множества лиц и создание затруднений для истца в защите своих прав.
В делах о банкротстве претензионный порядок в принципе не нужен, так как мнение самого должника по поводу предъявленного в отношении него требования не имеет вообще никакого значения. Именно суд определяет наличие или отсутствие у него признаков несостоятельности.
По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, претензионный порядок может быть установлен федеральным законом (ч. 5 ст. 4 АПК РФ в редакции Законопроекта).
Цель рассматриваемого нововведения заключается в снижении нагрузки на суды и оптимизации их работы. Несоблюдение спорщиками претензионного порядка даст суду основания оставить поданный иск без рассмотрения. Однако есть и некоторые минусы.
В практике гражданского оборота нередко недобросовестные должники пользуются всеми возможными способами, чтобы затянуть рассмотрение дела и вывести свои активы, сделав исполнение судебного акта против себя невозможным. Если должник незаконно удерживает денежные средства кредитора, то за счет необходимости соблюдения последним претензионного порядка он также получит возможность пользоваться деньгами кредитора на нерыночных условиях.
Чтобы избежать подобной ситуации, в договоре с контрагентом можно, к примеру, предусмотреть, что претензионный порядок считается соблюденным:
- по истечении пяти дней с момента получения адресатом претензии по почте;
- при отказе адресата от получения претензии или отсутствия его по адресу.
Другой вариант — направлять претензию по электронной почте. Тогда в договор следует внести условие о допустимости электронного документооборота. Кроме того, в договоре можно предусмотреть обязанность сторон сообщать друг другу о взломе или компрометации своих адресов электронной почты. При несоблюдении этой обязанности все юридически значимые сообщения, включая претензии, считаются поданными надлежащим образом.
Однако, согласовывая в договорах условия о досудебном урегулировании споров, стороны должны иметь в виду, что они не вправе полностью исключить для себя претензионный порядок. Их свобода выбора касается только установления сроков рассмотрения претензий и порядка обмена ими.
Полный текст судебного решения — только по заявлению
Для снижения нагрузки на суд Законопроектом предлагается в процедуре упрощенного производства судебное решение готовить не полностью, а только резолютивную часть. Соответственно, полный текст решения не будет размещаться на сайте. По заявлению лиц, участвующих в деле, полный текст мотивированного решения может быть подготовлен в течение пяти дней с момента получения заявления.
Участники дела будут иметь возможность подать заявление только в течение пяти дней с момента размещения на сайте суда резолютивной части решения. Следовательно, участникам, желающим получить полный текст, придется поторопиться.
Само судебное решение, принятое в порядке упрощенного производства, можно будет обжаловать в течение десяти дней с момента его принятия. Согласно ч. 1 ст. 288.1 АПК РФ в редакции Законопроекта решение будет разрешено обжаловать в суде кассационной инстанции после прохождения апелляционной инстанции только в следующих случаях:
- нарушение норм процессуального права;
- несоответствие целям эффективного правосудия, в том числе в случае наличия спора о составе и размере задолженности;
- в иных случаях, когда требовалось выяснить существенные для дела обстоятельства или исследовать доказательства.
Поскольку перечень оснований для оспаривания решения в кассационном порядке исчерпывающий, участникам оборота следует на стадии подачи против них иска сообщить суду свои аргументы и представить доказательства. Позднее такой возможности не будет. Чтобы вовремя принять меры, организации и предприниматели смогут отслеживать информацию о себе по картотеке арбитражных судов на сайте www.arbitr.ru.
Частные определения арбитражных судов
Арбитражные суды также получат право, как и суды общей юрисдикции, выносить частные определения. Такое станет возможным, если в ходе рассмотрения дела будут выявлены требующие устранения нарушения законодательства государственным или муниципальным органом, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными публичными функциями, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности (эксперт, оценщик и т.д.).
Согласно ст. 188.1 АПК РФ, которая вносится Законопроектом, частное определение будет направляться для устранения нарушений. Решение по нему принимается в месячный срок. Частные определения позволят:
- повысить ответственность участников судебного разбирательства за свое поведение;
- судам оперативно реагировать на случаи нарушения законодательства и не только штрафовать конкретных нарушителей, но и сообщать в вышестоящие по отношению к ним инстанции для принятия дисциплинарных мер. Так, например, если на адвоката поступит несколько частных определений, адвокатская палата сможет принять необходимые меры в отношении него вплоть до лишения статуса адвоката.
Приказное и упрощенное производство
Пожалуй, главной целью Законопроекта является создание в системе арбитражных судов приказного производства, которое имеется в настоящее время в Гражданском процессуальном кодексе. Введение этой процедуры, как отмечается в пояснительной записке к Законопроекту, направлено на сближение систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, унификации процессуальных процедур и правил.
Эта процедура позволит оперативно разрешать дела, которые не нуждаются в развернутой процедуре рассмотрения, а также повысит ответственность участников оборота за принимаемые на себя обязательства. Кроме того, институт приказного производства позволит значительно снизить нагрузку (предположительно это будет около 20% всех дел, рассматриваемых арбитражными судами). В общей сложности не менее половины всех дел можно будет рассматривать в ускоренных процедурах: упрощенное производство и приказное.
Разберемся, что будет представлять собой приказное производство и в чем его отличия от упрощенного.
В порядке приказного производства станут рассматривать споры, в которых требования (ст. 229.1 АПК РФ в редакции, вносимой Законопроектом):
- вытекают из нарушения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если их размер для юридических лиц не превышает 300 000 руб., а для индивидуальных предпринимателей — 100 000 руб.;
- основаны на совершенном нотариусе протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта при тех же ценах требований, как и в предыдущем пункте;
- о взыскании обязательных платежей и санкций, если их общий размер не превышает 100 000 руб.
Отметим, что, несмотря на ограничения по суммам требований, ничто не мешает взыскателю для использования приказного производства разделять свои требования и по отдельности предъявлять их в суд для получения приказа. Например, если у взыскателя есть право на получение с должника платежей по разным договорам поставки, долг по каждому из которых не превышает установленные величины (300 000 руб. для юридического лица и 100 000 руб. для предпринимателя), целесообразно обращаться в порядке приказного производство по каждому требованию. Это ускорит процесс взыскания задолженности и исполнения судебного акта.
Однако новые процессуальные нормы вызывают немало вопросов. Непонятно, для кого из сторон спора должна учитываться верхняя граница в 300 000 или 100 000 руб.: для взыскателя или должника? Ведь взыскателем может быть юридическое лицо, а должником — предприниматель или наоборот. И какова максимальная сумма требования в этом случае?
По мнению автора, речь должна идти о требованиях взыскателя, ведь именно его статус должен иметь значение для определения возможности использования процедуры приказного производства. Кроме того, в ст. 229.2 АПК РФ в редакции, вносимой Законопроектом, сказано, что в приказном производстве можно рассматривать требования о нарушении договора, если цена заявленных требований не превышает для юридических лиц 300 000 руб., а для индивидуальных предпринимателей 100 000 руб. То есть имеет значение статус взыскателя.
Упрощенное производство будет являться второй ступенью следом за приказным. В настоящее время оно, в частности, охватывает дела (ст. 227 АПК РФ в действующей в настоящее время редакции):
— по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 300 000 руб., для индивидуальных предпринимателей — 100 000 руб.;
— о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 000 руб.
Законопроект предполагает рассматривать в порядке упрощенного производства также рассматривать требования о взыскании долгов, не превышающие для юридических лиц 400 000 руб., а для предпринимателей — 200 000 руб. Требования о взыскании обязательных платежей и санкций будут рассматриваться в указанном порядке, если их размер не превышает 200 000 руб.
Вкратце расскажем о том, как будет происходить рассмотрение дел в порядке упрощенного производства. Заявление о вынесении судебного приказа подается по общим правилам подсудности, в нем указывается суд, наименование сторон и информация о них, заявленные требования и обстоятельства, на которых они основаны, подтверждающие документы. Судебный приказ выносится в течение десяти дней с момента поступления заявления в суд без вызова должника и взыскателя. На следующий день после вынесения судебный приказ размещается на сайте суда.
В пятидневный срок после вынесения приказ высылается должнику, у которого есть десять дней для подачи возражений. Если возражения поступили, то судебный приказ отменяется и взыскатель вправе обратиться в суд.
Судебный приказ можно будет обжаловать только в кассационном порядке, при этом сначала судья кассационной инстанции единолично изучает кассационную жалобу в 15-дневный срок с момента ее поступления и принимает решение о передаче или об отказе в передаче для рассмотрения в суд кассационной инстанции. Основания для его оспаривания приведены в ч. 4 ст. 288.1 АПК РФ (в редакции, вносимой Законопроектом) и аналогичны тем, что установлены для судебных актов, принятых в порядке упрощенного производства.
Кассационный суд сможет по результатам рассмотрения поданной на судебный приказ кассационной жалобы принять одно из следующих решений:
- оставить приказ без изменения, отменить его, а производство по делу прекратить;
- отменить приказ и отправить дело на новое рассмотрение;
- отменить приказ и вынести определение об отказе в выдаче приказа.
При направлении дела на новое рассмотрение указания кассационного суда обязательны для суда, который вновь рассматривает дело.
Таким образом, реформирование института упрощенного производства и введение приказного производства позволят не только существенно снизить нагрузку арбитражных судов, но и во многом упростить жизнь организаций и предпринимателей, желающих решать вопросы в судебном порядке.