В декабре прошлого года в отечественной индустрии, по данным опроса Росстата, наблюдался небольшой позитивный тренд основных показателей предприятий. Последний месяц для отрасли почти всегда является одним из самых благоприятных периодов из-за окончания годового производственного цикла. Негативный валютный, инфляционный и кредитный фон декабря, по мнению ученых ВШЭ, даст эффект не раньше февраля-марта наступившего года.
К позитивным тенденциям, выявленным декабрьским опросом, можно отнести малозаметное, но улучшение производственной и спросовой ситуаций по сравнению с предыдущим месяцем. В частности, доля предприятий, увеличивших объем отгруженной продукции (22%), была наибольшей за последний год. При этом 14% сократили объемы, а почти две трети сохранили уровень ноября.
В конце года немного замедлился процесс сокращения занятости. На 77% предприятий сохранилась численность занятых на уровне ноября. Об увеличении сообщили 10% респондентов, о сокращении — 13%.
Впервые за последние девять месяцев баланс между долями респондентов, отметивших улучшение экономической ситуации на своих предприятиях и констатировавших ее ухудшение (по 11% респондентов соответственно), вышел из отрицательной зоны, составив 0%.
Неопределенность ситуации резко возросла
К негативным итогам опроса можно с уверенностью отнести повышение оценок респондентами роста текущих цен и инфляционных ожиданий на ближайшие три-четыре месяца. Причем, по мнению участников опроса, цены растут как на «свою» реализованную продукцию, так и на «чужую» — сырье и материалы. Пока промышленники стараются не раздувать инфляцию: 18% предприятий подняли цены на отгруженную продукцию и 41% ощутили рост цен на сырье и материалы. При этом о сохранении соответствующих цен сообщили 80 и 59% участников опроса (худшие результаты за последние примерно три с половиной года).
При незначительном улучшении производственной и спросовой ситуаций неожиданно сократился на 1 п.п. средний уровень загрузки производственных мощностей. Однако данное изменение находится в зоне статистической погрешности, поэтому придавать ему серьезное значение вряд ли следует.
Продолжилось вялотекущее, но хроническое ухудшение финансового положения крупных и средних промышленных предприятий (собственные финансовые ресурсы, прибыль). В анализируемом месяце предприятия еще не успели полностью ощутить негативное влияние роста ключевой ставки по кредитам. При всей объективности данного маневра со стороны ЦБ РФ данный шаг поставит под серьезный удар бизнес, особенно с учетом начала достаточно затратной программы импортозамещения.
Среди факторов, ограничивающих производство, выделяется резко возросшая «неопределенность экономической обстановки», на которую сослались почти 40% руководителей предприятий. Она вышла на третье место в рейтинге негативного воздействия, уступая только «недостаточному спросу на продукцию предприятия внутри страны» (49% респондентов) и «недостатку финансовых средств» (41%). Причем «неопределенность» в декабре опередила по своему негативному влиянию даже «высокий уровень налогообложения» (38%).
Прогнозы изменения делового климата на ближайшие три-четыре месяца не претерпели серьезных корректировок. Они носят осторожный характер с незначительным преобладанием возможных негативных трендов.
В результате минимальных изменений основных показателей промышленности в декабре сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) сохранил значение ноября, составив –3%.
Если сравнивать ИПУ в обрабатывающей промышленности России с соответствующими значениями индекса ряда европейских стран, то необходимо отметить, что, несмотря на отрицательное значение индикатора в ноябре текущего года, он находится на уровне, близком к среднеевропейскому.
Новые проблемы легли на старые «болячки»
«Промышленность второй год подряд показывает крайне неубедительные итоговые результаты, — подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Конечно, можно объяснить стагнационную модель развития отрасли в 2014 г. и плохое состояние делового климата у многих предприятий последствиями экономических санкций Запада. Действительно, значительное ухудшение доступа к внешним рынкам капитала особенно болезненно отражается на крупных отраслеобразующих предприятиях, которые собственно и формируют основную динамику промышленного производства. Санкции вызвали ограничение российского экспорта и привели к частичному уходу с отечественного промышленного рынка западных инвесторов, причем не только со своими деньгами, но и технологиями и менеджментом».
Вместе с тем, по мнению ученого, санкции — это только часть проблем, которые стоят перед экономикой в целом и промышленностью в частности. Экономика начала тормозить еще в 2012 г., когда практически прекратили перманентно увеличиваться цены на углеводородное сырье и закончилось позитивное влияние на экономику относительно дешевой рабочей силы.
Перспективы развития промышленности в наступившем году, по оценке Г. Остапковича, выглядят неблагоприятно из-за дефицита источников роста и наличия внешних проблем. Все большим тормозом на пути развития промышленности является возрастающая неопределенность оценок предпринимательским сообществом текущих и, главное, ожидаемых экономических и политических событий.
Частично это связано с экономическими санкциями западных стран, включая доступ к финансовым ресурсам, инфляционными рисками на внутреннем рынке и повышенной волатильностью на валютных площадках. Свой вклад вносит рост ключевой ставки по кредитам, ставящий под сомнение частичную структурную перестройку отрасли в связи с началом заявленной программы импортозамещения. Беспрецедентных размеров достиг отток капитала, практически останавливающий инвестиционную активность в отрасли.
Многие предприниматели предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь над долгосрочным стратегическим планированием своего бизнеса и, соответственно, вкладывая свободные финансовые средства не в расширение производства, а в зарубежные активы до наступления лучших времен.
«Нельзя не отметить, что последнее время из-за геополитической конфронтации помимо экономических и рыночных рисков усиливаются политические риски, способные привести к дополнительным экономическим проблемам», — считает руководитель ЦКИ.
Скорее всего, в 2015 г. промышленность в целом перейдет из стагнации в рецессию с дальнейшим сползанием в отрицательную зону роста.