Правительство выступило с инициативой и уже направило в Госдуму законопроект, запрещающий заказчикам закупки у офшорных компаний (законопроект № 694962-6). Согласно предлагаемым поправкам в закон о федеральной контрактной системе юридические лица, местом регистрации которых является офшорная зона, также будут лишены права на участие в госзакупках.
Изменения в первую очередь коснутся п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон), содержащего определение участника закупки.
В настоящий момент участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Законопроектом предлагается ввести исключение, согласно которому участником закупки не сможет являться юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый для целей настоящего федерального закона Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих налоговые льготы и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) для данного юридического лица (офшорная компания). Сейчас такой перечень, правда, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н. В него включены 40 разных государств и территорий.
Комиссия по осуществлению закупок в случае выявления факта участия офшорной компании будет отклонять ее заявки на участие в конкурсе (электронном аукционе) или отстранять ее от запроса предложений.
Также в Закон предлагается включить новую ст. 30.1, предусматривающую запрет на осуществление заказчиками закупок у офшорных компаний.
Это уже не первая попытка ввести запрет на участие в госзакупках иностранных компаний. В начале прошлого года группа депутатов выступила с более радикальной инициативой — запретить участие в гозакупках всем иностранным компаниям (законопроект № 436462-6). «ЭЖ» об этом писала в своей новостной ленте на сайте. Однако рассмотрение этого законопроекта было отложено.
Следует отметить, что официальной статистики по количеству госконтрактов, заключенных с офшорными компаниями, и тем более по совокупной выручке по ним пока нет. Поэтому масштабы решаемой правительством проблемы представить сложно. Есть только информация, полученная в рамках проводимого Счетной палатой мониторинга закупок стоимостью свыше 1 млрд руб. А именно, что за девять месяцев 2014 г. четыре госконтракта на общую сумму более 10 млрд руб. были заключены федеральными заказчиками с организациями, которые в той или иной степени контролируются юридическими лицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях (информация размещена в конце ноября 2014 г. на официальном сайте Счетной палаты РФ).
Отметим, что если предлагаемая правительством формулировка определения «участника закупки» будет принята, то «организаций, которые в той или иной степени контролируются юридическими лицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях», ограничение для офшорных компаний не коснется, так как речь идет о месте регистрации юридического лица, а не о его акционерах или участниках.
Кроме того, новое ограничение может и не привести к необходимому результату, поскольку участником легко может быть и российская компания, которая без всяких проблем впоследствии уже как победитель конкурса (аукциона) может заключить, к примеру, договор субподряда с офшорной компанией. В этом случае львиная доля денежных средств по госконтракту вполне может оказаться на зарубежных счетах такой компании.