Новая форма декларации по НДС

| статьи | печать

С 1 января 2015 г. вступил в действие новый п. 5.1 ст. 174 НК РФ, внесенный Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ. В соответствии с ним в декларацию по НДС нужно включать сведения, указанные в книге покупок и книге продаж, а при совершении посреднических и некоторых других операций в декларацию придется добавить еще и данные из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. В связи с этим ФНС России утвердила новую форму декларации по НДС. Выясним, чем она отличается от прежней формы, и разберемся с особенностями ее заполнения.

Форма налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения (далее — Порядок заполнения) и формат представления в электронном виде утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Приказ зарегистрирован в Мин­юсте России 15 декабря 2014 г. № 35171, опубликован в «Российской газете» (№ 297) 29 декабря 2014 г. Согласно п. 2 данного приказа представлять декларацию по новой форме требуется начиная с налогового периода 2015 г. То есть впервые заполнять данную форму нужно будет при отчете за I квартал 2015 г. Прежняя форма декларации, утвержденная приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н, утратила силу в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2014 № 141н.

Теперь о главном отличии новой декларации от прежней. В форму декларации включили разделы, где будут отражаться сведения из книг покупок, продаж, а также журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур. С помощью данных из книг покупок, продаж и журналов учета счетов-фактур налоговики получат возможность проводить «заочную» встречную налоговую проверку, сверяя декларации, представленные контрагентами.

Если декларацию представить на бумаге

Перед тем как говорить о заполнении новой декларации, напомним один важный момент. Представлять декларацию по НДС исключительно в электронном виде обязаны налогоплательщики, в том числе являющиеся налоговыми агентами по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). Кроме того, отчитываться по элект­ронной форме должны лица, выставившие счет-фактуру с выделенной суммой НДС, если они (п. 5 ст. 173 НК РФ):

— не являются плательщиками НДС или освобождены от обязанностей плательщика;

— реализовали товары, не облагаемые НДС.

Не обязаны подавать декларацию по НДС в электронном виде только налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от обязанностей по НДС, причем с одним исключением. Если указанные лица выставят или получат счет-фактуру при осуществлении предпринимательской деятельности на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусмат­ривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика, обязанность по представлению налоговой декларации исключительно в электронном виде остается и для них.

Итак, если лицо, которое должно было подать декларацию по НДС в электронном виде, принесет ее в налоговую инспекцию на бумажном носителе, его обязанность по представлению налоговой декларации с 1 января 2015 г. считается неисполненной (п. 5 ст. 174 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ). А за непредставление декларации в срок предусмотрен штраф в размере 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате по данной декларации, за каждый полный или неполный месяц опоздания, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ). Кроме того, согласно п. 3 ст. 76 НК РФ за непредставление декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о блокировке счетов организации.

Состав налоговой декларации

Новая декларация включает в себя титульный лист и уже привычные разделы, которые были в прежней форме декларации:

— раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика»;

— раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»;

— раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2—4 ст. 164 НК РФ» (к этому разделу также относятся два приложения, в первом указывается сумма восстановленного НДС по объектам недвижимости, второе предназначено для заполнения иностранными организациями, реализующими товары, работы, услуги или имущественные права на территории РФ, через свои подразделения);

— раздел 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена»;

— раздел 5 «Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)»;

— раздел 6 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена»;

— раздел 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев».

Кроме того, введены новые разделы:

— раздел 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» (в данный раздел включено также приложение «Сведения из дополнительных листов книги покупок»);

— раздел 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» (и приложение «Сведения из дополнительных листов книги продаж»);

— раздел 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период»;

— раздел 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период»;

— раздел 12 «Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ».

Согласно п. 3 Порядка заполнения обязательными для всех налогоплательщиков и налоговых агентов являются титульный лист и раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика». Вкратце остановимся на изменениях в тех разделах, которые были в прежней форме декларации, и более подробно расскажем о заполнении новых разделов.

Титульный лист

Изменений в титульном листе немного. В новую форму добавлены два поля. Первое — «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» — будет заполняться при представлении декларации организациями-правопреемниками за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое), а также организациями, находящимися в стадии ликвидации. В нем следует указать код реорганизации или ликвидации в соответствии с приложением № 3 к Порядку заполнения (п. 26 Порядка заполнения).

Второе — «ИНН/КПП реорганизованной организации». В нем следует указать ИНН и КПП, которые были присвоены юридическому лицу до реорганизации (п. 16.5 Порядка заполнения).

Раздел 1

В разделе 1 отражается сумма налога к уплате или к возмещению из бюджета по итогам налогового периода. Этот раздел, как и прежде, заполняют как плательщики НДС, так и лица, выставившие счет-фактуру с выделенным НДС, если они (п. 3 Порядка заполнения):

— не являются плательщиками НДС;

— освобождены от уплаты налога в соответствии со ст. 145 и 145.1 НК РФ;

— выставили счет-фактуру при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению.

Изменилась строка 010 раздела, теперь она называется «код по ОКТМО». Напомним, что в прежней форме в строке 010 стояло «код по ОКАТО», однако в соответствии с письмом ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 с 1 января 2014 г. налогоплательщики и налоговые агенты должны были также указывать в этой строке, а также в строке 050 раздела 2 код по ОКТМО.

Кроме того, в раздел 1 добавлены новые строки 060—080, где указывается информация о договоре инвестиционного товарищества. В соответствии с п. 34.5 Порядка заполнения данные в указанные строки вносятся только в случае, когда в титульном листе декларации по реквизиту «по месту нахождения (учета)» отражен код «227». В соответствии с кодами, данными в приложении № 3 к Порядку заполнения, код «227» указывается в случае, когда декларация подается по месту постановки на учет участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Итак, если в титульном листе декларации стоит код «227», то есть декларация подается управляющим товарищем по договору инвестиционного товарищества, то строки 060—080 раздела 1 заполняются в таком порядке (п. 34.6—34.8 Порядка заполнения). В строке 060 отражается регистрационный номер до­говора инвестиционного товарищества, указываемый участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета. В строке 070 будет дата начала действия договора инвестиционного товарищества, указываемая участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета. А в строке 080 — дата окончания договора инвестиционного товарищества, указываемая участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета.

В остальных случаях в строках 060—080 декларации ставятся прочерки.

Раздел 2

Раздел 2 заполняют налоговые агенты по НДС. По сравнению с прежней формой декларации раздел 2 изменился незначительно.

Как и в строке 010 раздела 1, в строке 050 раздела 2 теперь стоит «код по ОКТМО» вместо «код по ОКАТО», как было в прежней форме. Но, как уже указывалось, и в 2014 г. налоговые агенты фиксировали в этой строке код по ОКТМО.

Также немного исправлена формулировка в строке 060. Теперь в ней необходимо указывать «сумму налога, подлежащую уплате в бюджет». В прежней декларации строка 060 раздела 2 называлась «Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет». Однако данная корректировка на порядок заполнения раздела не повлияла.

К сведению

До последнего времени неясным оставался такой вопрос. В строке 030 раздела 2 налоговые агенты, арендующие муниципальное имущество, должны указывать ИНН арендодателя. А какой ИНН нужно записать в строке 030, если по договору аренды имущества арендодателем от имени муниципального образования выступает орган местного самоуправления? Как разъяснили налоговики (письмо ФНС России от 28.11.2014 № ГД-4-3/24721@), в этой строке должен быть указан ИНН органа местного самоуправления. Отметим, что данный порядок будет действовать и в отношении новой формы декларации, так как правила заполнения раздела 2 не изменились.

Раздел 3

В разделе 3 отражаются налогооблагаемые операции за исключением экспортных. Раздел 3 претерпел некоторые изменения по сравнению с прежней формой. В новой форме декларации нет строки, где указывались суммы, связанные с расчетами по оплате налогооблагаемых товаров (работ, услуг). Напомним, что в прежней форме декларации по строке 080 отражались суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), увеличивающие налоговую базу согласно ст. 162 НК РФ, и налог по соответствующей ставке.

Однако на расчет налога данное изменение не повлияет. Согласно п. 38.1 Порядка заполнения налоговая база и сумма налога, определяемые в соответствии со ст. 162 НК РФ, в новой форме декларации показываются по строкам 010—040 (конкретная строка определяется в зависимости от ставки НДС).

Кроме того, в раздел 3 добавлены новые строки 105—109. О том, в каком случае они заполняются, говорится в п. 38.6 Порядка заполнения. В графах 3 и 5 по строкам 105—109 отражаются суммы корректировки налоговых баз и сумм налога по соответствующим налоговым ставкам в случае применения налогоплательщиком в контролируемых сделках цен товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствующих п. 1 ст. 105.3 НК РФ. Напомним, что данную корректировку налогоплательщики обязаны производить в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ.

Теперь об изменениях в нижней части раздела 3, где отражаются налоговые вычеты по НДС. В новой форме декларации нет строки, в которой в прежней форме отдельно указывалась сумма НДС, предъявленная подрядными организациями по выполненным работам при проведении капитального строительства. Однако в новой декларации данные суммы отражаются в строке 120 в составе прочих сумм вычетов по приобретенным товарам, работам, услугам и имущественным правам, предусмотренных ст. 171 НК РФ (п. 38.8 Порядка заполнения).

Еще одна поправка в нижней части раздела 3 касается отражения суммы налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и подлежащего вычету. При заполнении декларации по прежней форме в строке 170 следовало указать общую сумму указанного вычета, а затем в строках 180 и 190 распределить на две части. В строке 180 отражалась сумма налога, уплаченная таможенным органам, а в строке 190 — налоговым органам при ввозе товаров с территории Респуб­лики Беларусь.

В новой форме декларации общую величину «ввозного» вычета фиксировать не нужно. В строке 150 следует записать сумму налога, уплаченного налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внут­реннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежащего вычету в соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ (п. 38.11 Порядка заполнения). А в строке 160 будет сумма налога, уплаченного налогоплательщиком налоговым органам при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией с территории государств — членов Таможенного союза, подлежащего вычету на основании п. 11 ст. 2 Протокола по экспорту и импорту в порядке, установленном главой 21 НК РФ (п. 38.12 Порядка заполнения).

Формы приложений № 1 и 2 к разделу 3 декларации не изменились по сравнению с прежней декларацией.

Разделы 4—6

Указанные разделы заполняют налогоплательщики, осуществляющие операции, облагаемые НДС по ставке 0%. В новой форме разделов 4—6 будут отражаться те же показатели, что указывались в прежней. Но теперь их следует записывать несколько иначе, не в графах, а в строках. И коды операций налогоплательщики будут указывать самостоятельно (в прежней форме декларации коды были впечатаны в разделы 4—6).

К сведению

Не забудьте, что с 1 января 2015 г. не требуется восстанавливать НДС, принятый к вычету со стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые будут использоваться в операциях, облагаемых НДС по ставке 0% (подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ).

Раздел 7

Раздел 7 декларации заполняется налогоплательщиком либо налоговым агентом при осуществлении операций:

— не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения);

— не признаваемых объектом налогообложения;

— по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;

— получения оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

Форма и порядок заполнения раздела 7 по сравнению с прежней декларацией не изменились. Обратите внимание, что данный раздел пользуется особым вниманием налоговых органов при проведении камеральной проверки декларации.

К сведению

Как правило, налоговики запрашивают документы, подтверждающие правомерность внесения операций в раздел 7. Однако иногда с этим требованием можно и не согласиться. Дело в том, что в силу п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти льготы. В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те необлагаемые операции, указанные в ст. 149 НК РФ, которые отвечают понятию налоговой льготы (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). При этом льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Поэтому если компания не начисляла НДС по операциям, указанным в ст. 149 НК РФ и не относящимся к льготам, у нее есть шанс оспорить требование налоговиков о представлении подтверждающих документов в суде и выиграть дело. Так, Арбит­ражный суд Брянской области (решение от 08.08.2014 № А09-6248/2014) отметил, что операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не являются налоговой льготой, ведь в данном случае налогоплательщик не имеет преимущества перед другими. Исходом судебной баталии явилось признание требования инспекции о представлении документов на подтверждение сумм, заявленных в разделе 7 декларации, незаконным. Похожие аргументы приведены и другими судами (решения Арбитражного суда Удмуртской области от 22.08.2014 № А71-6132/2014, Приморского края от 18.07.2014 № А51-11425/2014, Ростовской области от 30.06.2014 № А53-7421/2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 № А29-8987/2013).

Раздел 8

Раздел 8 заполняют налогоплательщики (и налоговые агенты за исключением указанных в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ), имеющие право на налоговые вычеты в налоговом периоде в соответствии со ст. 172 НК РФ.

По строке 001 указывается признак актуальности предоставляемых сведений. Данная строка заполняется только в случае представления уточненной декларации (п. 45.2 Порядка заполнения). В строке ставится «0», если в ранее представленной декларации сведения по разделу 8 декларации не предоставлялись либо в случае замены сведений, если выявлены ошибки в ранее поданных сведениях или неполнота отражения сведений. «1» указывается в случае, если сведения, предоставленные налогоплательщиком ранее в налоговый орган, актуальны, достоверны, изменению не подлежат, и в налоговый орган уточняющие сведения по данному разделу не предоставляются. При этом в строках 005, 010—190 ставятся прочерки.

Далее в раздел 8 необходимо внести все записи из книги покупок за налоговый период. В строке 005 будет порядковый номер записи из графы 1 книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее — Постановление № 1137). Основанием для заполнения строк 010—180 графы 3 являются данные, указанные соответственно в графах 2—8 и 10—16 книги покупок (п. 45.3 и 45.4 Порядка заполнения).

В строке 190 указывается общая сумма вычета НДС, которая тождественна значению строки «Всего» книги покупок. Так же как и в книге покупок, итоговая сумма НДС приводится в рублях и копейках. Обратите внимание, что строка 190 заполняется только на последней странице раздела 8, на остальных страницах в строке 190 ставятся прочерки (п. 45.5 Порядка заполнения).

Раздел 8 построен таким образом, что на каждый счет-фактуру, отраженный в книге покупок, заполняются две страницы раздела 8. Например, если в книге покупок за налоговый период 100 записей, то в разделе 8 декларации будет 200 страниц. Таким образом, у налогоплательщиков, которые ведут активную деятельность, объем декларации по НДС будет значительным.

Необходимость заполнения приложения № 1 к разделу 8 возникает в случаях внесения изменений в книгу покупок по истечении налогового периода, за который представляется декларация. Приложение заполняется в том же порядке, что и раздел 8. Разница лишь в том, что данные для заполнения приложения берутся из дополнительного листа книги покупок.

Строка 001 приложения заполняется в том же порядке, что и строка 001 в разделе 8.

В строке 005 отражается итоговая сумма НДС по книге покупок, указываемая в строке «Всего» книги покупок. Обратите внимание, что при последующем внесении изменений (дополнений, корректировок) в книгу покупок за один и тот же налоговый период в графе 3 по строке 005 также отражается итоговая сумма налога по книге покупок, указываемая в строке «Всего» книги покупок (п. 46.3 Порядка заполнения).

В строках 010—080 указываются данные из дополнительного листа книги покупок. При последующем внесении изменений в книгу покупок за один и тот же налоговый период по строкам 010—180 отражаются данные, указанные во всех дополнительных листах книги покупок (п. 46.5 Порядка заполнения).

Раздел 9

Раздел 9 заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) на основании данных книги продаж в случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС. Порядок заполнения аналогичен тому, что применяется при заполнении раздела 8.

В строке 001 указывается признак актуальности ранее предоставленных сведений в том же порядке, что предусмотрен для заполнения строки 001 раздела 8. При представлении первичной налоговой декларации в данной строке будет прочерк (п. 47.2 Порядка заполнения).

В строке 005 отражается порядковый номер записи из графы 1 книги продаж. Основанием для заполнения строк 010—220 графы 3 являются данные, указанные соответственно в графах 2—8 и 10—19 книги продаж, форма которой утверждена постановлением № 1137 (п. 47.4 Порядка заполнения).

В строках 230 —280 фиксируется общая стоимость продаж (налоговая база), а также сумма НДС. Эти данные берутся из строки «Всего» книги продаж. Так же как и в книге продаж, итоговые суммы приводятся в рублях и копейках. Данные строки заполняются только на последней странице раздела 9 (п. 47.5 Порядка заполнения).

Приложение № 1 к разделу 9 заполняется, если в книгу продаж по истечении налогового периода были внесены изменения. Основанием для заполнения приложения будет дополнительный лист книги продаж. Порядок аналогичен тому, что применяется при заполнении приложения № 1 к разделу 8. Если изменения в книгу продаж за один и тот же налоговый период вносятся повторно, то в строках 090—300 отражаются данные, указанные в графах 2—8, 10—19 всех дополнительных листов книги продаж (п. 48.8 Порядка заполнения).

Отметим, что заполнять разделы 8 и 9 декларации будет проще налогоплательщикам, которые ведут книги покупок и продаж в электронном виде по формату, утвержденному приказом ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@ (приложения № 4 и 6).

Пример

Фрагмент книги продаж ООО «Лютик» за I квартал 2015 г. показан в приложении 1. Заполним последние три страницы раздела 9 декларации по НДС за I квартал 2015 г.

Внесем в строки 005—220 раздела 9 данные последнего за период счета-фактуры, указанного в книге продаж за I квартал 2015 г. В строках 230—280 будут итоговые данные из книги продаж. Фрагмент заполнения раздела 9 декларации дан в приложении 2.

Разделы 10 и 11

Разделы 10 и 11 заполняют лица в случае выставления (раздел 10) или получения (раздел 11) ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, преду­сматривающих реализацию или приобретение товаров, работ, услуг или имущественных прав от имени комиссионера (агента), либо на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика. Напомним, что согласно п. 3.1 ст. 169 НК РФ только указанные лица с 1 января 2015 г. должны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, причем регистрируются в нем исключительно счета-фактуры, относящиеся к перечисленной выше деятельности. Обратите внимание, что обязанность по заполнению разделов 10 и 11 декларации возложена не только на плательщиков НДС, включая застройщиков, но и на лиц, получивших освобождение от НДС и налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС (п. 49 и 50 Порядка заполнения).

В раздел 10 вносится информация из журнала учета выставленных счетов-фактур. В строке 001 уточненной декларации указывается признак актуальности сведений. В строке 005 будет порядковый номер записи из графы 1 части I «Выставленные счета-фактуры» раздела I журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, форма которого утверждена Постановлением № 1137. В строках 010—020 отражаются данные из граф 2—9 и 11—19 журнала учета (п. 49.4 Порядка заполнения).

В разделе 11 фиксируются данные из журнала учета полученных счетов-фактур. В строке 001 уточненной декларации будет признак актуальности сведений. В строке 005 — порядковый номер записи из графы 1 части II «Полученные счета-фактуры» раздела I журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. В строках 010—200 записываются сведения из граф 2—9 и 11—19 журнала учета (п. 50.4 Порядка заполнения).

Отметим, что на основании данных из разделов 10 и 11 представленных деклараций по НДС налоговики при помощи автоматизированной системы смогут сопоставить сведения, поданные посредником и лицом, чье поручение он выполнял.

Раздел 12

Раздел 12 заполняется при выставлении счетов-фактур с выделенным НДС (п. 51 Порядка заполнения):

— лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщиков НДС;

— налогоплательщиками при отгрузке товаров, работ или услуг, не облагаемых НДС;

— лицами, не являющимися плательщиками НДС.

В строке 001 этого раздела указывается признак актуальности сведений, если декларация уточненная. В остальные строки вносятся данные выставленных счетов-фактур. По строкам 020—030 графы 3 отражаются сведения из строки 1 счета-фактуры, а по строкам 040 и 050 будет информация, представленная в строках 6б и 7 счета-фактуры. По строкам 060—080 приводится стоимость товаров без НДС (налоговая база), сумма предъявленного НДС, а также стоимость товаров с учетом НДС (данные берутся из граф 5, 8 и 9 счета-фактуры соответственно). Таким образом, в разделе 12 будет столько страниц, сколько счетов-фактур выставили лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ.

В заключение отметим, что заполнить декларацию по новой форме бухгалтеру, который неоднократно отчитывался по НДС, будет несложно, но включение в нее данных налоговых регистров может оказаться достаточно трудоемкой работой. Кроме того, автоматическая перекачка данных налоговых регистров наверняка будет вызывать технические проблемы. Ведь при формировании счетов-фактур вполне вероятны ошибки в заполнении реквизитов. А малейшая неточность при регистрации счета-фактуры (пропущен знак в номере, неверная дата и пр.) вызовет расхождения при проведении автоматической перекрестной проверки деклараций налогоплательщика и его контрагента. И при камеральной проверке декларации эта неточность вполне может стать поводом для истребования пояснений либо документов. Таким образом, новая форма декларации, скорее всего, существенно увеличит поток запросов от ИФНС.

Прикрепленные файлы: