В прошлом году снижение уровня продаж на автомобильном рынке относительно 2013 г. составило 10,3%, подчеркивают исследователи компании «АвтоСпецЦентр». И это с учетом декабрьского покупательского ажиотажа, спровоцированного падением рубля и обеспечившего отличные показатели по сбыту многим дилерам. В нынешнем году снижение рынка может составить порядка 20%.
После традиционно первой отечественной Lada лидерами продаж в текущем году стали корейские бренды: KIA, который, несмотря на декабрьские проблемы с поставками, смог продать 195 691 автомобиль, и Hyundai, реализовавший 179 631 авто.
Высокие результаты продемонстрировали и представители Страны восходящего солнца. Они существенно улучшили свои показатели: Mazda (50 716 шт.) — на 17,5%, Nissan (162 010 шт.) — на 10,7%, Mitsubishi (80 134 шт.) — на 1,8% и Infinity (8983 шт.) — на 3,5%.
Премиальный сегмент авторынка всегда был менее подвержен влиянию кризиса, чем массовый. Больше всего в этом классе выросли продажи автомобилей Porsche, показавшие прирост к результатам 2013 г. на уровне 24,2%.
Относительно прогнозов на 2015 г. необходимо учитывать, что повышение ставок по автокредитованию ощутимо скажется на продажах, однако острого дефицита товара нет: заказы на автомобили принимаются в обычном режиме.
В то же время участники рынка единодушно говорят о кризисе, расходясь лишь в оценках его глубины. Ни один из экспертов не предполагает роста рынка в целом в 2015 г. На итоговой пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) была озвучена цифра в 24%.
Вместе с тем сокращение рынка в 2015 г. не будет таким же катастрофическим, как в 2009 г., который стал худшим периодом за всю его историю. Тогда падение по сравнению с 2008 г. составило 49%.
Паника, характерная для периода активного падения рубля, прошла. Опрошенные в ходе исследования респонденты в меньшей степени будут обновлять свой автопарк, часть из них вместо покупки нового автомобиля уйдет на вторичный рынок. Кстати, те клиенты, которые ранее планировали приобретение премиальных брендов, в большинстве своем планов пока не меняли.
Директор департамента корпоративных продаж «АвтоСпецЦентр» Андрей Храмов не согласен с прогнозом АЕБ. Он рассчитывает на увеличение планки продаж ближе к III кварталу 2015 г. и связывает его со стабилизацией курса валюты. Итоговое падение по 2015 г., по его мнению, будет меньше 24%.
В оценке угроз для рынка большинство экспертов единодушны: это нестабильность курса валюты и падение реальных доходов населения. Надежды авторынка связаны в первую очередь с антикризисными мерами государства. К ним экономисты относят программу утилизации, субсидирование отечественных предприятий, собирающих иномарки на территории России, снижение ключевой ставки ЦБ вкупе со стимулированием автокредитования.
Уже сейчас производители и продавцы автомобилей заявляют, что, несмотря на экономическую ситуацию, цены на новые авто в 2015 г. увеличатся. По разным оценкам, прирост составит от 10—15% для автомобилей, собираемых в РФ, до 25—40% для завозимых из-за рубежа.
«В настоящий момент трудно делать долгосрочные прогнозы, — полагает А. Храмов. — Ситуация в стране и мире далека от стабильной, и когда кончится турбулентность, предугадать невозможно. Есть разные сценарии, зависящие от множества факторов. И исходя из того, какой из них будет иметь место в реальности, мы можем получить как длительное и мощное падение, так и относительно спокойный спад, который легко нивелируется в следующие год-два».