На государственную финансовую поддержку рассчитывают в 313 монопрофильных муниципальных образованиях со статусом городского округа или городского поселения. В срочной помощи нуждается каждый четвертый из них.
За год согласно официальным данным (распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р) число претендентов на финансовые вливания в местные бюджеты сократилось на 29 моногородов.
Причина убыли неясна. То ли в этих городах диверсифицировали экономику и ушли от зависимости от экономического состояния градообразующего предприятия. То ли хозяйствующие холдинги распались на малые компании или создали вокруг вспомогательные производства. То ли моногорода утратили статус муниципального образования и влились в соседние мегаполисы.
Первые претенденты на финансовую помощь
Все высказанные предположения основаны не на пустом месте. К примеру, местные предприниматели в г. Кандалакше (Мурманская область) без оглядки на власть и крупный бизнес сами формируют туристический кластер. Три года назад северный город был в числе неперспективных.
Тогда на Московском международном урбанистическом форуме была озвучена идея федерального Министерства экономического развития о сворачивании бюджетной поддержки неперспективных городов и перенаправлении освобождающихся средств на развитие мегаполисов. В ту пору глава ведомства Эльвира Набиуллина (ныне председатель Центрального банка РФ. — Прим. ред.) назвала цифру в 15—20 млн переселенцев из неперспективных моногородов в города-миллионники.
За три минувших года позиция правительства не изменилась. На встрече со студентами Московского института стали и сплавов (МИСиС) 24 января премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что от бесперспективных городов надо отказываться, ибо «экономика не должна стоять на месте». По его словам, в стране много моногородов, в которых очень высок уровень безработицы. Он сказал, что не надо обращать внимания на выселение даже в тех случаях, когда на это негативно реагирует местное население. В то же время, по свидетельству РИАН, Д. Медведев отметил, что в моногородах следует открывать новые производства. Якобы государство готово взять на себя до 90% финансирования работ по улучшению экономического и социального положения моногородов исходя из конкретной ситуации. Остальная часть финансов — средства регионального или муниципального бюджетов, полностью зависимых от самочувствия госказны.
Государственным институтом поддержки монопрофильных муниципалитетов стал Фонд развития моногородов. Он зарегистрирован ФНС 13 октября 2014 г. как некоммерческое партнерство. Намеченный объем бюджетного финансирования фонда в 2014—2017 гг. — 30 млрд руб. 3 млрд уже выделены в прошлом году. 5 млрд планируется выделить в наступившем году. Остальная сумма будет распределена в 2016 и 2017 гг.
Сведения о планируемом бюджетном финансировании ФРМ сообщила руководитель рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева в конце 2014 г. в Общественной палате РФ. По ее словам, в первую очередь федеральные деньги дадут моногородам с тяжелым социально-экономическим положением, находящимся в так называемой «красной зоне». Официально запрещающий движение цвет светит 75 населенным пунктам с населением в среднем от 10 000 до 100 000 человек.
Первые получатели федеральной помощи названы. Это кузбасские города Анжеро-Судженск и Юрга, чувашский Канаш и Камешково во Владимирской области, уральский Краснотурьинск и Надвоицы из Карелии, а также дальневосточный Чегдомын. У них лучше, чем у других претендентов на государственное вспоможение, оказались подготовлены нужные документы. Теперь, по свидетельству И. Макиевой, ФРМ проверяет в них наличие «живых инвесторов».
В наступившем году возглавляемая ею рабочая комиссия отберет еще семь городов из «красной зоны». В одном только Забайкальском крае девять монопрофильных муниципальных образований. У двух из них самая высокая готовность документов для подачи в ФРМ. Фонд официально зарегистрирован по юридическому адресу своего единственного учредителя — государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), но не обнародовал еще свои реквизиты и не имеет ни собственного сайта, ни своей странички на сайте учредителя.
«Скромный» институт развития
В отличие от другого института развития — АО «Агентство кредитных гарантий», который за полгода существования стал востребованным инструментом государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса, Фонд развития моногородов присутствует только в СМИ. И то стараниями журналистов, освещающих сферу местного самоуправления. По их сведениям, известно, например, что генеральным директором ФРМ в регистрационных документах Минюста записан депутат законодательного собрания Пермского края Дмитрий Скриванов.
«Скромность» фонда, если не сказать застенчивость, удивляет. Только в декабре приняты три федеральных закона, призванных помочь моногородам. Так, целая глава закона о территориях опережающего развития (от 29.12.2014 № 473-ФЗ) описывает особенности создания в монопрофильных муниципальных образованиях производственных зон форсированного экономического роста. Согласно этим нормам в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) включаются все коммерческие организации, заключившие соглашения с региональными или муниципальными властями о деятельности в таких зонах роста. Условиями внесения их в перечень являются:
1) регистрация юридического лица в данном муниципальном образовании;
2) деятельность юридического лица только в этом муниципальном образовании;
3) реализация юридическим лицом инвестиционного проекта на территории регистрирующего муниципального образования;
4) юридическое лицо не может быть градообразующей компанией или ее дочерней организацией.
Градообразующей организацией считается компания, среднесписочный состав которой превышает 20% общей численности работников всех хозяйствующих субъектов в конкретном муниципальном образовании.
Резидентами ТОСЭР в моногородах не могут быть:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации.
Еще один федеральный закон (от 22.12.2014 № 425-ФЗ) регулирует субсидирование так называемого пакета переселенца, переезжающего с семьей на новое место жительства по месту новой работы, и финансирование работодателей, участников программ повышения мобильности рабочей силы внутри страны.
Во II квартале вступает в силу федеральный закон о промышленной политике (от 31.12.2014 № 488-ФЗ), который прописывает порядок формирования и реализации специальных инвестиционных проектов, а также процедуры создания промышленных кластеров.
Экономическое состояние моногородов России на 29.07.2014
Экономическая ситуация |
Количество городов |
Стабильная |
89 |
Риск ухудшения |
149 |
Сложная |
75 |
ИСТОЧНИК: Правительство РФ |
Бизнес тоже начал вовлекать население в развитие моногородов. Так, крупнейшая российская угольная компания СУЭК набирает в молодежные трудовые отряды юношей и девушек в возрасте 14—17 лет, которым небезразлична судьба отчего края. Трудотряды дают молодежи возможность с пользой для родного города и для семейного кошелька провести каникулярные месяцы. Этот проект, по мнению председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию реального сектора экономики Сергея Григорьева, способен предоставить остальным жителям моногородов возможность «заработать дополнительные деньги и собственным трудом улучшить свой город».
Но ФРМ, похоже, устраивает судьба двух других проектов Внешэкономбанка — Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, созданного в 2011 г., и Корпорации развития Северного Кавказа, действующей с 2010 г. Спустя немногим более полугода после создания дальневосточного фонда было образовано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. В мае 2014 г. образовано Министерство РФ по делам Северного Кавказа. Если следовать этой логике, то надо открывать федеральное министерство по диверсификации экономики российских моногородов.