В 2015 г. автостраховщиков ждет значительное сокращение количества клиентов в связи с предрекаемым аналитиками резким падением продаж новых автомобилей, особенно кредитных автопродаж. Страхование каско традиционно шло рука об руку с оформлением кредитного договора на покупку «четырехколесного друга». На подержанные автомобили полисы добровольного автострахования оформляются в процентном отношении реже, чем на новые.
Согласно недавно опубликованному исследованию PricewaterhouseCoopers (PwC) предполагаемый уровень падения рынка автопродажпо результатам года может достичь 35% (1,5 млн машин). Ранее Ассоциация европейского бизнеса сообщила, что этот показатель по итогам 2015 г. составит 24% (общий объем продаж превысит 1,7 млн новых автомобилей). В целом разброс предсказываемого уровня сокращения рынка по итогам года, по мнению различных экспертов отрасли, составляет от 24 до 40%.
Меньше покупать автомобили россияне стали еще в прошлом году. За январь — декабрь 2014 г. в стране было продано всего 2,3 млн новых легковых автомобилей, что на 10,3% меньше аналогичного показателя предыдущего года.
Снижение продаж убыстрилось в январе 2015 г. Всего по России за месяц было продано 115 390 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 24,4% ниже показателя января 2014 г. Такие данные предоставил Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
По словам главы комитета и руководителя Mazda в России Йорга Шрайбера, в ближайшее время ситуация будет ухудшаться. «Особенность нынешней ситуации заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 г. по низкой цене почти распроданы, и намного раньше, чем обычно. В то же самое время, следуя колебаниям курса, цены на автомобили производства нового года увеличились значительно больше, чем обычно. Изменение цен на рынке еще не закончилось, так что головная боль может усилиться, прежде чем исчезнет окончательно», — пояснил он.
Падение продаж эксперты связывают с общим негативным состоянием финансового рынка и, в частности, с вызванным им кризисом на рынке кредитов. По итогам 2014 г. российские банки снизили количество сделок по автомобильным кредитам на 22%, до 823 400 договоров. Это, очевидно, вынудило часть людей отказаться от покупки нового авто. В результате доля кредитных продаж автомобилей от общего объема их реализации за 2014 г. сократилась до 40,5% (с 48% по итогам 2013 г.). Причем если брать отдельно последний квартал 2014 г., то показатель кредитных автопродаж оказался самым низким за последние два года — 35,5% от общего объема. Об этом сообщается в совместном заявлении «Автостата» и Национального бюро кредитных историй.
Как отмечается в исследовании PwC, определять развитие рынка автомобилей в России в 2015 г. будут такие факторы, как геополитическая ситуация, цена на нефть и связанный с ней курс рубля по отношению к другим валютам, ситуация на рынке автокредитования и меры господдержки.
По итогам 2014 г. падение рубля по отношению к доллару и евро в 2014 г. составило 99 и 67% соответственно. Укрепились по отношению к национальной российской валюте и южнокорейская вона и японская йена, соответственно, на 93 и 77%. Это вызвало резкий скачок рублевых цен на автомобили в последние два-три месяца года. У ряда производителей этот показатель составил десятки процентов, причем в PwC считают, что рост рублевых цен на новые авто продолжится и в 2015 г.
Вкупе с массовым ужесточением условий получения автокредитов и ростом тарифов по ОСАГО и каско покупка и содержание автомобиля становятся не по карману все большему числу россиян.
По мнению экспертов PwC, восстановление российского рынка автопродаж до уровня 2012 г. возможно в пятилетней перспективе.
Впрочем, произойдет это только в том случае, если геополитическая ситуация вокруг России начнет улучшаться, на что, учитывая уровень нынешней политической риторики властей, сложно рассчитывать.