Минэкономразвития России в рамках своих новых полномочий утвердило новый порядок осуществления мониторинга земель. Теперь землю будут мониторить не только на предмет ее состояния, но и на предмет ее использования. Не путайте с контролем за целевым использованием земель.
Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга земель за исключением земель сельскохозяйственного назначения» (зарегистрирован Минюстом России 13.02.2015 № 35994) утвержден новый порядок государственного мониторинга земель, который вступит в силу 1 апреля 2015 г. С этого момента действующее Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846, признается на основании постановления Правительства РФ от 26.02.2014 № 1503.
Государственный мониторинг земель (далее — мониторинг) является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв (п. 1 ст. 67 ЗК РФ).
Информация, полученная в результате такого мониторинга, служит основой для осуществления органами власти своих функций по управлению земельными ресурсами.
Мониторинг, как и прежде, будет осуществляться Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), вот только теперь его разделят на два вида: мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. Раньше мониторили только состояние земель.
В рамках мониторинга использования земель будет осуществляться, в частности, наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Полученные по итогам такого мониторинга сведения будут использоваться при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.
При проведении такого мониторинга земельные участки будут изучаться в соответствии с установленными для них категориями и видами разрешенного использования.
Каждый объект государственного мониторинга земель будут описывать набором показателей, определяющих его состояние и использование. Такими показателями, например, будут:
- общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории, установленной ст. 7 ЗК РФ (земли населенных пунктов, лесного фонда и т.д., за исключением земель сельхозназначения);
- общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования).
В рамках мониторинга состояния земель также будет осуществляться наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель. При проведении такого мониторинга выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием, например, эрозии, заболачивания или опустынивания земель, а также захламления отходами производства или загрязнения земель тяжелыми металлами и т.д.
По результатам оценки состояния земель Росреестр будет готовить прогнозы и рекомендации, а полученные материалы и данные накапливать и хранить в архивах и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.
Информация о результатах государственного мониторинга земель общедоступная и будет размещаться на официальном сайте Росреестра в свободном доступе.
Напомним, что земельное законодательство, регулирующее государственный мониторинг земель, претерпело значительные изменения в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с чем Минэкономразвития России в рамках реализации своих новых полномочий, предусмотренных п. 5 ст. 67 ЗК РФ, и утвердило новый порядок мониторинга.