В этом году Минприроды России представило на общественное обсуждение третью по счету версию законопроекта об экологическом аудите. В новой редакции документа, по сравнению с предыдущими, изменился перечень оснований для проведения обязательного экологического аудита, плюс к этому он стал закрытым. Вместо саморегулирования в области экологического аудита (которое подверглось серьезной критике) в проекте предложено лицензирование такого вида деятельности.
Законопроект об экологическом аудите и внесении сопутствующих изменений в нормативные акты впервые был опубликован разработчиком — Минприроды России еще в 2012 г., однако по итогам его обсуждения было решено доработать документ.
Во второй раз текст законопроекта был представлен на публичное обсуждение и направлен на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти в начале 2014 г. (см. «ЭЖ», 2014, № 05, с. 13), но вновь подвергся критике. «Слабыми местами» документа были признаны перечень оснований для проведения обязательного экологического аудита (сейчас такой аудит носит добровольный характер), а также предложение установить требование о саморегулировании в сфере экологического аудита, фактически отдав данный вид контроля на откуп коммерческим структурам.
В итоге текст проекта был снова доработан, и в феврале 2015 г. должен был быть опубликован на портале regulation.gov.ru вместе с корреспондирующим проектом о внесении изменений в нормативные акты (в процессе доработки единый законопроект разделили на два). Правда, на портале тексты документов так и не появились (ID 00/03-22636/01-15/7-13-4 и 00/03-22637/01-15/7-13-4), зато их можно найти на сайте министерства www.mnr.gov.ru.
Разработчики предлагают создать госреестр заключений экологического аудита
Понятие экологического аудита сейчас содержится в абз. 34 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ). Под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Одной из задач разработки специального закона об экологическом аудите являлось и утверждение понятийного аппарата для данной сферы. При этом приведенное выше понятие экологического аудита почти без изменений из закона перекочевало в прошлогодний текст проекта «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако в новой, актуальной версии законопроекта «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» (далее — проект) из определения было изъято указание на подготовку рекомендаций как часть экоаудита (этого указания не было и в версии документа 2012 г.).
Также в последнюю версию проекта вернулось понятие заведомо ложного заключения экологического аудита, которое присутствовало в первом варианте текста, но в прошлогодней редакции было оттуда исключено. Разработчики предлагают рассматривать как заведомо ложное заключение, которое составлено без проведения экологического аудита или составленное по результатам экологического аудита, но явно противоречащее деятельности (содержанию) объектов экологического аудита, рассматриваемых экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором в ходе экологического аудита. Заведомо ложным заключение экологического аудита может быть признано только по решению суда.
В 2015 г. в законопроекте предусмотрено и создание нового реестра — Государственного реестра заключений экологического аудита, включающего два уровня (федеральный и региональный).
Банкротство владельца экологически вредного объекта потребует экоаудита
Одно из самых существенных изменений, предлагаемых законопроектом (как прошлогодним, так и новым), — введение обязательного экологического аудита, которого на сегодняшний день пока не существует. Правда, в разных редакциях документа содержатся различные основания для проведения такого аудита.
Прошлогодняя версия законопроекта содержала открытый перечень оснований, который мог быть расширен законом и включал в себя следующие основания (п. 2 ст. 3 законопроекта):
- осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности;
- разработка, выполнение планов снижения выбросов и (или) сбросов (мероприятий по охране окружающей среды, внедрению наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов);
- разработка, реализация проекта восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде;
- выполнение мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
- иные случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В последней редакции законопроекта перечень оснований закрытый и отличается от предыдущей версии. Из него исключено обезвреживание и размещение отходов IV класса опасности и реабилитация радиационно загрязненных участков территории, и внесены и уточнены иные основания:
- реализация проекта восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
- реализация деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в отношении которой оказаны меры государственной поддержки, предусмотренные Законом № 7-ФЗ;
- принятие решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории;
- принятие решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории.
Для осуществления экоаудита нужны лицензии, а не членство в СРО
В результате последней доработки законопроекта из него исчезло требование о саморегулировании в сфере экологического аудита. Разработчики отказались от этой идеи, вместо нее включив в проект требование о лицензировании в данной сфере.
Лицензию смогут получать как индивидуальные экологические аудиторы, так и аудиторские компании. Государственный орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление экологического аудита, а также порядок выдачи, прекращения, переоформления и аннулирования лицензий, лицензионные требования и условия должно будет утвердить Правительство РФ.
В случае принятия закона он вступит в силу с начала 2017 г., кроме ст. 5 и 6, посвященных обязательному и добровольному экологическому аудиту соответственно — они начнут действовать только с 2019 г.