По данным исследовательского холдинга «Ромир», в январе потребители возобновили «жесткую» оптимизацию своей продовольственной корзины. Однако расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли сразу на 35% в номинальном, или на 15—20% в реальном выражении. В ожидании дальнейшего роста цен многие потребители стали закупать непродовольственные товары впрок.
В январе 2015 г. повседневные потребительские расходы снизились в номинальном выражении на 22% по сравнению с декабрем 2014 г. Таким же стремительным было снижение повседневных расходов в январе прошлого года, однако в январе 2010 и 2012 гг. сезонное снижение расходов находилось в пределах 12— 15%, а в 2009 г. — на отметке 20%.
Расходы на покупку продуктов питания снизились в январе 2015 г. сразу на 30% по сравнению с декабрем 2014 г. и опустились к номинальному уровню предсанкционного июля 2014 г. «По всей видимости, основные покупки к новогоднему столу были совершены еще в конце декабря. Доля расходов на покупку продуктов питания в повседневной корзине (без учета крупных покупок и оплаты услуг) снизилась с декабрьских 59 до 52%, что демонстрирует самый низкий уровень за весь период наблюдений „Ромир“. Предыдущая минимальная отметка (54%) была зафиксирована в июле 2012 г.», — говорится в материалах исследовательского холдинга.
Эксперты считают, что столь значительное снижение потребления стало результатом оптимизации продовольственной корзины потребителями. Такая экономия могла быть достигнута благодаря переключениям больших групп потребителей на более дешевые товары как внутри одной и той же категории, так и между категориями. Кроме того, потребители сокращали объемы покупок подорожавших продуктов питания, а то и вовсе отказывались от приобретения деликатесов. То, что потребители стараются разными способами оптимизировать траты на продукты питания, подтверждают и опросы, проведенные «Ромир» в 2014 г.
Благодаря высокому спросу на непродовольственные товары в январе 2015 г. их доля в повседневной корзине (без учета крупных покупок и оплаты услуг) возросла до небывалого максимума — 48%. В январе 2014 г. и в январе 2009 г. доля непродовольственных товаров в корзине составляла 40%.