В условиях высокой инфляции и неблагоприятной ситуации в экономике сектор розничной торговли будет испытывать сложности. При этом наиболее устойчивым в кризис будет бизнес ретейлеров низкого ценового сегмента. К такому выводу пришли участники онлайн-конференции «Ретейл и кризис: что инфляция и девальвация делают с потребителями?», которую провела информационная группа Finam.ru.
На фоне кризисных явлений в экономике, девальвации рубля, продуктового эмбарго и перехода к импортозамещению темпы инфляции обновляют свои рекорды. «Правительство, введя эмбарго на товары из Европы, не подготовило альтернативных поставок, объем текущих поставок не сопоставим с поставками до введения запрета. Следовательно, предложение снижено, цена ползет вверх», — объяснил директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко. «А еще есть валютные риски — производители не знают, во сколько им обойдется новая посевная», — добавил аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в январе 2015 г. сократился на 4,4% в годовом сопоставлении, до 2,0517 трлн руб. «Судя по всему, подобную тенденцию можно экстраполировать на весь 2015 г., — сообщил Т. Нигматуллин. — Тем не менее некоторые игроки рынка даже выиграют от падения платежеспособного спроса и негативной экономической конъюнктуры. В первую очередь, это сетевая дисконтная продовольственная розница».
По мнению М. Тищенко, лучшее, чего можно ожидать, — это замедление падения рынка розничной торговли к середине года. Но есть и сети, которые показывают плюс: так, у «Магнита» рост примерно на 35%, у Х5 Retail — примерно 20%. Это говорит о том, что покупатель начал считать деньги, то есть переместился в low-cost сегмент. Ведь доходы населения не выросли, а при текущем уровне инфляции только падают.
Удорожание ассортимента сказалось и на потребительских предпочтениях. «Люди мясо и рыбу заменяют, как в 80-х, курицей. Дальше изменения пойдут в отказ от любого мяса (и курицы в том числе) и замену на крупы», — спрогнозировал Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc. По данным Росстата, за III квартал 2014 г. расходы российских домохозяйств на рыбу и морепродукты снизились на 0,1 п.п. (по отношению к аналогичном периоду 2013 г.), до 1,6% всех потребительских расходов. Доля овощей сократилась на 0,1 п.п., до 2%, а на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты на 0,1 п.п., до 2,3%.