Президентский законопроект «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», внесенный на рассмотрение в Госдуму в 2013 г., приобрел свою окончательную форму — на днях он был принят депутатами в третьем чтении и одобрен Советом Федерации. Новый кодекс РФ, 21-й по счету, должен будет вступить в силу уже в сентябре 2015 г.
Законопроект № 246960-6 «Кодекс административного судопроизводства» был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в 2013 г. и тогда же прошел первое чтение. Однако потом документ затормозили в связи с реализацией судебной реформы. Теперь, когда ВАС РФ уже нет, законодатели вернулись к рассмотрению президентской инициативы. На днях законопроект был одобрен Советом Федерации, и дело только за подписью главы государства, который и инициировал рассмотрение данного документа.
Вместе с Кодексом административного судопроизводства РФ Совет Федерации одобрил три сопутствующих законопроекта:
- № 246963-6 «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие КАС РФ);
- № 246965-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»;
- № 246969-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации“ и Федеральный конституционный закон „О военных судах Российской федерации“ в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Оспаривать решения госорганов предстоит по правилам КАС РФ
Несмотря на название, Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) не будет распространяться на производство по делам об административных правонарушениях, а также по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (п. 5 ст. 1 КАС РФ).
Новый кодекс регулирует порядок осуществления судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В круг дел, рассмотрение которых будет проходить по правилам КАС РФ, попали дела:
- об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, изъятые в результате судебной реформы из ведения арбитражных судов (за исключением дел, рассматриваемых Судом по интеллектуальным правам РФ в порядке главы 23 АПК РФ);
- об оспаривании действий, бездействия, решений государственных и муниципальных органов, органов военного управления, некоммерческих организаций, наделенных государственными и иными публичными полномочиями (в том числе саморегулирумых организаций);
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок, и некоторые другие.
Подпадут под действие КАС РФ и дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций (ст. 4 Закона о введении в действие КАС РФ).
У представителя в суде потребуют диплом о юридическом образовании
Особенно бурные дискуссии в юридическом сообществе и вне его вызвали положения проекта, которыми предлагается установить обязательное требование о наличии высшего юридического образования для представителей в административном процессе. Они подверглись жестокой критике, но несмотря на это в итоговый текст перекочевали из первоначальной редакции в почти не измененном виде.
В пояснительной записке к законопроекту было сказано, что обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. Действительно, наличие профессионального представителя — юриста потребуется не всегда.
КАС РФ разграничивает представителей, имеющих высшее юридическое образование, и представителей, имеющих статус адвоката. Участие последних в процессе обязательно при отсутствии у административного ответчика — гражданина своего представителя, если:
- место жительства административного ответчика неизвестно;
- в отношении административного ответчика решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
- в отношении административного ответчика решается вопрос о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке (п. 4 ст. 54 КАС РФ).
Приведенный перечень является открытым — иные случаи, при которых участие адвоката обязательно, могут быть установлены федеральным законом.
Требования к участию представителей, имеющих высшее юридическое образование, в процессе рассмотрения проекта немного изменились. Такое требование исключено для руководителей государственных и муниципальных органов. Эти лица смогут участвовать в процессе, не имея специального образования.
Однако в целом принцип остался прежним: представители в суде должны иметь высшее юридическое образование (п. 1 ст. 55 КАС РФ). В тексте проекта прямо закреплена обязанность представителей предъявить суду документы, удостоверяющие не только их полномочия, но и образование (п. 3 ст. 55 КАС РФ).
В остальном требования к представителям довольно стандартные: они должны обладать дееспособностью, не состоять под опекой или попечительством. Также запрещено выступать в качестве судебных представителей медиаторам, судьям, следователям, прокурорам и др (п. 2 ст. 55 КАС РФ).
На наш взгляд, несмотря на резонность аргументов об ограничении доступа к правосудию, требование о наличии у представителей юридического образования является больше плюсом, чем минусом. Оно должно обеспечить более эффективную защиту прав и интересов граждан, не разбирающихся в тонкостях законов. В то же время они смогут по-прежнему защищать свои интересы в суде самостоятельно.
Жалобы на судебные акты еще будут рассматривать по старым правилам
Параллельно с проектом Кодекса административного производства Госдума рассмотрела и сопутствующие законопроекты, в том числе проект Закона о введении в действие КАС РФ. Он, как и основной документ, одобрен Советом Федерации 24 февраля.
Согласно Закону о введении в действие КАС РФ Кодекс должен вступить в силу довольно быстро — уже с 15 сентября 2015 г., за исключением нескольких норм, которые начнут действовать 15 сентября 2016 г. и 1 января 2017 г.
Все дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные к 15 сентября, должны будут рассматриваться в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 1 ст. 3 Закона о введении в действие КАС РФ). Апелляционные, кассационные и надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) будут разрешаться в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений) (п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие КАС РФ).