С 22 октября 2014 г. в Уголовно-процессуальном кодексе РФ появились нормы о порядке рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях. Они введены в связи с изменением порядка возбуждения уголовных дел по этой категории преступлений. Ранее поводом для возбуждения уголовного дела могли служить исключительно материалы налоговых органов, причем направленные специально для решения вопроса о возбуждении дела. Теперь же перечень поводов расширен: к ним, в частности, отнесены и сообщения о преступлении. Поскольку задействована вся система налоговых органов России, ФНС России своим приказом утвердила порядок рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 198—199.1 Уголовного кодекса РФ.
В конце прошлого года изменился порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (ст. 198—199.1 УК РФ). Если раньше дело возбуждалось только по сообщению налогового органа, то теперь для этих составов преступлений действует общий перечень поводов для возбуждения дела (ч. 1 ст. 140 УПК РФ). В частности, к ним относится и сообщение о преступлении. В связи с этим потребовалось внесение изменений и в ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (см. Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ). В ней появились новые положения об особом порядке рассмотрения таких сообщений в отношении налоговых преступлений. В частности, ст. 144 УПК РФ была дополнена новыми п. 7—9, которыми предусмотрено, что при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела следователь, получив из органа дознания сообщение о налоговом преступлении, обязан в течение трех дней направить в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
Налоговый орган в свою очередь в течение 15 суток должен успеть рассмотреть полученные от следователя материалы и направить ему в ответ:
- заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
- информацию о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
- информацию об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
Поскольку данный порядок вступил в силу относительно недавно, 22 октября 2014 г., у налоговых органов отсутствовал внутренний порядок рассмотрения подобных материалов. И вот теперь он появился. Федеральная налоговая служба утвердила свой внутриведомственный порядок рассмотрения подобных материалов, полученных от следственных органов (приказ от 16.02.2015 № ММВ-7-2/70@). Он будет применяться всеми налоговыми инспекциями на местах. Отметим, что приказ не проходил процедуру государственной регистрации в Минюсте России.
Алгоритм рассмотрения сообщений ФНС России утвердила следующий.
Вышестоящий налоговый орган в течение трех календарных дней со дня получения материалов от следователя должен будет проверить факт постановки на налоговый учет налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в нижестоящем налоговом органе. Не совсем понятно, как этот и некоторые другие сроки будут соблюдаться на практике, в частности, если запрос от следователя поступит накануне продолжительных официальных праздников, длительность которых превышает число отведенных для того или иного действия календарных дней.
В случае положительного результата такой проверки вышестоящий налоговый орган должен будет направить в налоговую инспекцию с помощью электронного документооборота копию всех полученных от следователя материалов. А вот в случае отрицательного результата он должен выяснить, где же все-таки состоит на учете налогоплательщик, и направить материалы в другой вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговой инспекции, в которой налогоплательщик стоит на учете. На это отведены всего сутки. Копии материалов между «вышестоящими» будут направляться с помощью системы электронного документооборота (СЭД), с обязательной досылкой оригиналов на бумажном носителе. При этом ФНС России указывает, что предусмотренный УПК РФ срок (15 суток) в таком случае будет исчисляться с момента получения копий с помощью СЭД. Тем самым фактически продлевая его, что, согласитесь, вряд ли можно отнести к компетенции ФНС России.
Одновременно с этим вышестоящий налоговый орган проверит:
- были ли обстоятельства, указанные в сообщении, предметом исследования в рамках повторной выездной налоговой проверки, осуществленной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе факт направления соответствующих материалов в следственные органы;
- идет ли повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу.
Получив материалы, налоговая инспекция в течение семи дней должна подготовить или заключение, или информацию и направить их обратно в вышестоящий налоговый орган. Если налоговая инспекция обнаружит, что информация об обстоятельствах, указанных в сообщении о налоговом преступлении, уже направлялась в следственные органы, она проинформирует об этом свою вышестоящую инстанцию.
На основании сведений, поступивших из нижестоящего налогового органа, вышестоящий орган в течение 15 суток со дня получения материалов от следователя должен:
- направить следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам. Документом, содержащим сведения о правильности (неправильности) предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам, а также сведения о размере пеней и штрафов (расчетом пеней и штрафов), является решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, прилагаемое к заключению. К заключению должны быть приложены копии всех упомянутых в нем документов, за исключением тех случаев, когда материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, ранее уже направлялись в следственные органы;
- проинформировать следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу, в том числе в случаях, когда справка о проведенной выездной налоговой проверке уже составлена, но решение еще не принято либо не вступило в силу;
- проинформировать следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, в том числе если налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в нижестоящем налоговом органе. В последнем случае следователю сообщается о передаче материалов в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) состоит на учете, либо о том, что он не состоит на учете в налоговых органах или снят с такового с указанием причины снятия.
Форма заключения направляемого следователю заключения приведена в приложении к утвержденному ФНС России порядку.