Письмо Минфина России от 12.12.2014 № 03-08-05/64201 будет интересно российским организациям, учредителями которых являются иностранные компании или физические лица. Финансисты разъяснили особенности применения льгот, предусмотренных международными договорами, при налогообложении дивидендов с учетом новых понятий, введенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ.
Мнение Минфина…
Ситуация: учредителем российской организации является иностранная компания, находящаяся в государстве, с которым у Российской Федерации заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения. Согласно ему доход в виде дивидендов облагается по пониженной ставке налога на прибыль. При соблюдении каких условий российская компания — налоговый агент может воспользоваться пониженной ставкой налога?
В международных соглашениях об избежании двойного налогообложения присутствует стандартное положение: льготы (пониженные ставки, освобождение от налогообложения) применяются, если фактический получатель дохода имеет на него право. Как показывает практика, российские компании сталкивались с проблемой при толковании термина «фактический получатель дохода». Ведь в российском законодательстве такого понятия до 2015 г. не было.
Что под ним подразумевается, весной прошлого года рассказал Минфин России в письме от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236 (эти разъяснения налоговые органы письмом ФНС России от 08.05.2014 № ГД-4-3/8851 направили нижестоящим налоговикам для использования).
По мнению финансового ведомства, при применении положений международных соглашений необходимо исходить из того, что термин «фактический получатель (бенефициарный собственник) дохода» используется не в узком техническом смысле, а должен пониматься исходя из целей и задач международных договоров об избежании двойного налогообложения, таких как, например, избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов, и с учетом таких основных принципов договоров, как предотвращение злоупотребления положениями договора и преобладание сущности над формой. При этом непосредственный получатель дохода хотя и может квалифицироваться как резидент иностранного государства, с которым заключено международное соглашение, но не может только по этой причине по умолчанию рассматриваться как бенефициарный собственник полученного дохода в государстве резидентства.
Например, по мнению финансового ведомства, иностранная фирма не может рассчитывать на льготы, установленные международным договором, если полученный из России доход она должна тут же передать третьей стороне, которая при ведении бизнеса напрямую с российской компанией на такие льготы рассчитывать бы не могла. При этом финансисты отметили, что согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника, включая правильность применения льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, несет налоговый агент.
Таким образом, для того чтобы российская компания — налоговый агент при выплате дивидендов иностранному учредителю могла применить льготы, предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, налоговый агент должен точно знать, что учредитель является конечным получателем и распорядителем такого дохода.
...стало нормой НК РФ
Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ ввел в Налоговый кодекс новые положения, касающиеся выплат доходов иностранным лицам. Их Минфин России прокомментировал в письме от 12.12.2014 № 03-08-05/64201.
Так, в пункте 2 ст. 7 НК РФ определено, что лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ и применения международных договоров РФ по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого или косвенного участия в организации или контроля над ней имеет право самостоятельно пользоваться или распоряжаться этим доходом, или лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. Соответственно, право на получение налоговых льгот будет определяться по резидентству фактического, а не номинального получателя дохода.
Порядок действий российского налогового агента при выплате дохода иностранным компаниям или физическим лицам теперь прописан в п. 4 ст. 7 НК РФ. В случае выплаты доходов от источников в РФ иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы, налогообложение выплачиваемого дохода производится следующим образом.
Если фактическим получателем дохода оказывается налоговый резидент РФ, то налогообложение его дохода произойдет по российским законам. При этом налоговому агенту из выплачиваемого дохода ничего удерживать не надо, но нужно проинформировать о сложившейся ситуации свою налоговую инспекцию.
Если фактическим получателем дохода реально оказывается иностранец, то следует применять тот международный договор, который относится к стране фактического налогового резиденства этого иностранного лица.
Согласно п. 1 ст. 312 НК РФ налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров РФ вправе запросить у иностранной компании подтверждение, что она имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. Кроме того, в соответствии с п. 1.2 ст. 312 НК РФ налоговый агент, выплачивающий дивиденды, для применения положений международных договоров РФ или ставок налога, установленных НК РФ, помимо подтверждения налогового резиденства лица, номинально получающего доход, вправе запросить у него и у лица, имеющего фактическое право на дивиденды, следующую информацию:
- подтверждение, что номинальное лицо признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов;
- информацию о лице, которое номинальный получатель дохода признает фактическим получателем, с указанием его доли и документальным подтверждением порядка его прямого участия в иностранной компании — номинальном получателе и косвенного участия в российской компании, распределившей дивиденды, а также государства фактического налогового резидентства этого лица.