Внутрикорпоративное мошенничество — современный бич компаний. Особенно оно распространено в организациях, которые так или иначе работают с госзакупками — покупают необходимые им товары, работы и услуги с использованием этих процедур. «ЭЖ» побывала на конференции для внутренних аудиторов и контролеров компаний, одна из сессий которой была полностью посвящена этой проблеме. На мероприятии спикеры привели примеры из практики и дали эксклюзивные практические рекомендации по борьбе с этим явлением. Самые интересные из них — в этом материале.
Корпоративное (внутрикорпоративное) мошенничество — чаще всего совсем не то мошенничество, о котором идет речь в Уголовном кодексе РФ. Как правило, под ним понимаются злоупотребления сотрудников и других лиц, которые могут принимать решения по сделкам, распоряжаться денежными средствами компании или влиять на принятие названных решений с целью незаконного получения личного дополнительного дохода. Есть мнение, что бороться с этим бесполезно. Но большинство руководителей заинтересованы в том, чтобы свести к минимуму риски, связанные с этими явлениями, раскрыть уже совершенные злоупотребления и предотвратить рецидивы. На Второй национальной практической конференции «Внутренний контроль и аудит в России: новые перспективы и возможности», организованной НП «НОВАК», которая состоялась 27 февраля 2015 г. в Москве, спикеры привели множество практических примеров, поделились секретами раскрытия схем злоупотреблений и рассказали о превентивных мерах и способах борьбы с ними. В основном речь шла о закупках как об одной из сфер, наиболее подверженной мошенничеству. Многие из названных способов применимы и в других ситуациях, возникающих не только в сфере закупок.
Коррупция, хищения и использование служебного положения — главные злоупотребления при закупках
Елена Исаева, старший менеджер отдела Форензик KPMG рассказала о том, как выявлять распространенные схемы мошенничества в сфере закупок и о способах борьбы с ними. Она отметила, что в закупочной деятельности можно выделить три вида корпоративного мошенничества. Первый вид — это коррупция. Взятки могут предлагаться за следующие «услуги»:
- вход на рынок (плата за то, что закупщик крупной компании выбрал именно этого поставщика);
- расширение квоты, увеличение объемов и ассортимента покупаемых товаров и услуг;
- предоставление определенному поставщику преференций, льготных условий (предоплата, товарное кредитование и т.д.).
Второй вид — это хищение активов. Оно часто происходит путем завышения цен, оплаты товаров (услуг, работ), не соответствующего цене качества — осуществление «дефектной» поставки, недопоставки, выставления фиктивных счетов («обналичивания» денежных средств), оплаты компании-дублеру. В отличие от коррупции, при хищениях добавляется значительный экономический ущерб. Так, при наличии коррупционной составляющей цена может лишь незначительно отличаться от среднерыночной. Но при хищениях цена становится необоснованно завышенной. Размер такого хищения можно рассчитать по формуле: «размер денежных средств, выведенных на оплату минус самое высокое рыночное предложение товара». Докладчик рассказал о нескольких таких случаях из своей практики. Например, одна из проверяемых компаний закупала большие объемы товара по цене, завышенной на 700%. Однако оказалось, что и это не предел: в другой ситуации цена была завышена на 1300% по сравнению с ценами, предлагаемыми другими поставщиками.
Третий вид — использование служебного положения в личных целях. Один из типичных примеров связан с выдачей денежных средств на закупки под отчет. При большом количестве подотчетных лиц и больших суммах, выдаваемых под отчет, в сговоре с главным бухгалтером у отдельных сотрудников появляется возможность иметь в распоряжении для личного пользования значительные суммы, постоянно оформляя их как возврат неиспользованного и новую выдачу. Тем самым работник фактически получает беспроцентный кредит, которым может пользоваться сколько угодно. Встречаются также злоупотребления в виде закупки услуг или оборудования для личного пользования за счет организации (приобретение телевизора, видеокамер и т.д.).
Е. Исаева отметила, что практически все этапы проведения закупки подвержены рискам мошеннических действий. К ним можно отнести:
- определение потребности и бюджетирование;
- проведение тендера и выбор поставщика;
- заключение договора;
- исполнение договора;
- приемка товаров и услуг.
Важно контролировать три наиболее рискованных этапа процесса закупки
Е. Исаева рассказала о самых проблемных с точки зрения возможностей для мошенничества этапах процесса закупки.
Этапом с наибольшим количеством рисков традиционно является проведение тендера и выбор поставщика. Основные нарушения происходят именно в этот период. В 90% случаев, чтобы выявить злоупотребления, необходимо проверить тендерную документацию и наличие аффилированности закупщиков с участниками.
На этой стадии можно выделить пять основных направлений корпоративного мошенничества.
Во-первых, это мошенничество закупщика в отношении своей компании. Реализуется это в виде стандартной схемы, когда заинтересованные лица создают аффилированную компанию, оформляют ее на своих родственников и делают все, чтобы тендер выиграла именно она. Во-вторых, мошенничество поставщика (как правило, подрядчика) в отношении к закупающей компании. В третьих — манипуляции с оплатами или предоплатами поставщику, в том числе путем сговора закупщика и бухгалтера. Например, это может производиться путем двойной оплаты одного и того же товара или услуги. В-четвертых, сговор поставщика и закупщика в ущерб закупающей организации. В-пятых — шантаж, давление на поставщика со стороны закупщика. Это часто встречающаяся на практике проблема. Так, при аудиторской проверке одной компании обнаружилось, что при покупке дорогостоящего оборудования заказчик дополнительно заплатил несколько миллионов долларов в качестве агентского вознаграждения. При проверке выяснилось, что такие условия предъявили поставщики.
Докладчик отметил, что все разнообразие схем можно свести к двум основным: выбору поставщиков и манипуляциям с объемами закупок (например, искусственным дроблением), которые позволяют избежать тендера как такового. Последнее зачастую обусловлено сложностями и длительностью закупок по тендеру: пока выполняются все процедуры, потребность в том или ином товаре может исчезнуть. В этот же ряд можно поставить еще один способ, который иногда используется, чтобы избежать тендера, — проведение искусственных экстренных закупок. Часто встречающейся является и практика лоббирования своих поставщиков, создание технических условий под своих поставщиков.
Второй этап, который можно отнести к рисковым, — это стадия определения потребности и бюджетирование. Именно при планировании бюджета могут искусственно создаваться потребности в закупке оборудования, товаров или услуг, в которых у компании в целом отсутствует необходимость. Цель таких действий — вовлечение определенного поставщика и завышение размеров выделяемого бюджета. Также возможны последующее списание и реализация на сторону «старого» оборудования. Риски такого злоупотребления значительно возрастают, если в организации за функцию закупки и за списание продукции отвечает один и тот же сотрудник. Чтобы заключить договор со «своим» поставщиком, используют и такой способ, как предъявление определенных условий к продукции, завышение требований. Одна из ситуаций раскрылась следующим образом. Инженеры настаивали, что компании нужны модемы определенной марки и комплектации. После проведения проверки с привлечением эксперта выяснилось, что есть возможность приобретать другие модемы, у других поставщиков на более выгодных условиях, а у инженеров была заинтересованность в привлечении определенного поставщика. Вероятность таких злоупотреблений исключать нельзя. С другой стороны, если в тендерном комитете или закупочной комиссии отсутствуют эксперты по закупаемому оборудованию — это тоже плохо: неспециалистам может быть сложно разобраться в важных особенностях предмета закупки.
На данном этапе также распространено такое нарушение, как завышение объема закупок. Это делается прежде всего за счет манипуляции с нормативами расходов закупаемого сырья или цены или количества приобретаемого товара.
На стадии заключения и исполнения договора, приемки товаров и услуг также можно обнаружить признаки корпоративного мошенничества. Они проявляются в следующем:
- давление на контрагента с целью получения денежных средств, услуг или иных материальных выгод взамен на заключение нового договора или продление существующего;
- недопоставки количества товара или завышение стоимости поставленного товара;
- поставка товара с истекающим сроком годности, отсутствием разрешительной документации (сертификатов и т.д.);
- отсутствие иных подтверждающих оказание услуг документов и расчетов, кроме акта выполненных работ.
Как отметила Е. Исаева, чтобы успешно бороться с перечисленными проявлениями мошенничества, необходимо прежде всего устранить причины, которые ему способствуют. Так, например, на рост коррупции влияют следующие факторы:
- система стимулирования сотрудников в сфере закупок отсутствует или неэффективна (непрозрачна);
- отсутствует разделение обязанностей: за сбор информации, первичные переговоры с поставщиками, принятие решения о закупке и сопровождение сделки отвечает один человек и отсутствует системный контроль за его действиями;
- процесс закупок в нормативной документации слабо формализован или отсутствует;
- отклонения или нарушения предписанных процедур не наказываются;
- система внутреннего контроля имеет недостатки.
Центральной проблемой является отсутствие базового контроля за процессом закупок в компании. Спикер порекомендовал компаниям организовать элементарный контроль: это позволит значительно сократить количество злоупотреблений.
Признаки мошенничества можно выявить с помощью открытых информационных источников
Артем Пинчук, коммерческий директор ЗАО «Интерфакс», рассказал об информационных источниках, с помощью которых можно провести собственное расследование и предотвратить или раскрыть случаи корпоративного мошенничества.
Сейчас большой массив сведений стал доступным благодаря развитию технологий и ориентированности государства на ценности открытости информации для бизнеса. С каждым годом с этой информацией все удобнее работать, она становится максимально подробной, персонализированной и поддающейся обработке и поиску.
Почему важно проверять и оценивать компании и физических лиц? На этот вопрос дают ответ некоторые статистические данные:
- в России 30—40% компаний являются фирмами-однодневками;
- ежемесячно происходит порядка 800 банкротств;
- ежемесячно ликвидируется около 40 000 компаний;
- примерно 2 млн юридических лиц не представляют бухгалтерскую отчетность.
С помощью открытых информационных источников можно решить ряд задач и понять многое: например, является ли компания однодневкой, каким реальным видом деятельности она занимается, аффилированна ли она с закупщиками или с лицами, принимающими решение о закупке, есть ли какая-то иная взаимосвязь интересующих компаний между собой, проверить компанию на репутационные риски и отследить общий информационный фон вокруг нее.
Информационные источники позволяют не только проверять компании, но и осуществлять мониторинг по физическим лицам. Так, некоторые работодатели отслеживают данные по всем своим сотрудникам (либо только по тем, которые принимают решение в сфере закупок). Предметом мониторинга может быть, например, создание сотрудником юридического лица. В частности, это актуально для тех компаний, в которых работникам, принимающим решения по закупкам, запрещается вести собственный бизнес или являться совладельцами бизнеса. Кроме того, можно выявить связи (часто скрытые) между физическими лицами и контрагентами, другими компаниями.
Для проверок и мониторинга, как правило, одного источника недостаточно: необходимо пользоваться несколькими. В России уже сформирован значительный пул источников деловой информации. Например, в деловой прессе и отраслевых СМИ можно анализировать статьи и обзоры, отслеживать тенденции, использовать специальные системы мониторинга СМИ (СКАН). Также удобно пользоваться различными интернет-источниками — сайтами компаний, форумами, находить интересующие компании в различных списках и рейтингах. Не следует забывать и о возможностях источников официальной информации и статистики — ФНС России (www.nalog.ru), Росстат (www.gks.ru, www.gmcgks.ru), портал закупок (www.zakupki.gov.ru), ФССП России (www.fssprus.ru), ЦБ РФ с данными банков, страховых компаний (www.cbr.ru), реестры сведений о банкротстве и о фактах деятельности юридических лиц (www.fedresurs.ru), Вестник государственной регистрации, Федеральное агентство по управлению госимуществом (www.rosim.ru), Роспатент (www.rupto.ru) и д.
Благодаря этим и другим источникам, в том числе неофициальным, компания может самостоятельно провести проверку.
Бюро кредитных историй и портал закупок помогут предотвратить злоупотребления
Из названных источников докладчик особо выделил портал закупок www.zakupki.gov.ru. Этот сайт позволяет выяснить многое. Во-первых, узнать реальный основной вид деятельности компании. А. Пинчук привел такой пример: пользуясь поиском сайта, удалось выявить неожиданный факт об одной широко известной аптечной сети, которая занимается продажей фармацевтической продукции. С помощью портала закупок выяснилось, что она является одновременно одним из крупнейших поставщиков цветов для одного государственного банка. Во-вторых, проанализировать различные связи между компаниями, в том числе
неявные. Для этого, например, можно задать поиск не по директорам, а по контактным лицам. На практике бывает, что компании не связаны друг с другом ни по адресу, ни по регистрационным данным, но на все закупки документы, как правило, подаются от одного лица (закупщика либо, наоборот, сотрудника коммерческого отдела). Этот способ поможет выявить концентрацию заказчика на аффилированных поставщиках.
В-третьих, на сайте доступна информация по сертификатам, патентам, лицензиям. Это позволит быстро проверить, действительно ли компания имеет право заниматься заявленным видом деятельности.
Кроме того, с помощью этого портала возможно обнаружить «карманные» компании. Статистические данные помогут увидеть, кто еще участвует в закупках одновременно с определенной компанией, кто из участников торгов занимается аналогичным видом деятельности, и выяснить, почему сделан выбор в пользу именно этого поставщика, а не конкурента. Портал предоставляет доступ к различной информации — вплоть до прайс-листов, цен других поставщиков, позволяет узнать, как проходили торги, какая была предоставлена скидка и т.д. Все это поможет задавать правильные вопросы сотрудникам, принимавшим решения. Например, по вызывающим подозрения торгам, на которых была предоставлена скидка более чем 30%, или по торгам, похожим на специально организованные, — их признаками может быть как участие в торгах компаний, которые всегда приходят на все торги вместе, так и то, что на торги пришел только один участник. Заинтересованные в раскрытии и предотвращении мошенничества компании могут построить и другие модели проверок, которые будут позволять быстро оценивать риски.
Еще один важный источник информации, на значимость которого обратил внимание докладчик, — это бюро кредитных историй (далее — БКИ). Раньше сведения о кредитах были открыты только для кредитных организаций, сейчас же воспользоваться этой базой может любая компания. БКИ позволяет оперативно и качественно проверять как компании, так и физических лиц (например, сотрудников и других лиц, принимающих решения по закупкам) на предмет наличия у них кредитов, своевременности исполнения кредитных обязательств, оценки появления у них денежных средств и т.д. По данным БКИ можно узнать о сумме кредитов, решениях суда о долгах по платежам ЖКХ и алиментам, о платежах по кредитам, предмете залога, о просрочках свыше 120 дней и т.д. Тем более с 1 марта 2015 г. перечень сведений, содержащихся в БКИ, расширен (Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Используя эти сведения, можно выделить ряд сотрудников в «группу риска» — тех, у которых есть просрочки, или тех, у которых сумма выплат составляет более 50% от доходов, и т.д. Как показывает практика, у сотрудника, который чрезмерно нагружен кредитными обязательствами, риск совершения мошеннических действий выше.
Ценность сотрудников, которые имеют долю кредитов меньше 30% зарабатываемых денег и гасят их своевременно, выше, чем ценность сотрудников, которые имеют множество кредитов, не умеют управлять своими финансами и гасят кредиты с задержкой.
В целом поведение при погашении кредитов характеризует не только персонал, но и собственников бизнеса. Не следует забывать, что для небольшого бизнеса кредитная история собственника — это фактически кредитная история самой компании.
Кредитная история позволит увидеть и очевидно подозрительные ситуации — например, погашение кредита сразу после его оформления. Дело в том, что одним из способов «легализовать» сторонний доход и отвести от себя подозрения является покупка дорогой вещи на кредитные средства.
Для получения доступа к БКИ существует единственное законодательное ограничение — необходимо получить согласие от проверяемой компании или физического лица. После оформления такого согласия руководство компании получает полный доступ к интересующим ее кредитным историям.
К сведению
Распространенные способы мошенничества на этапе проведения тендера и выбора поставщика:
- закупки через аффилированные компании;
- сговор поставщиков по установлению цены во время проведения тендера (например, приглашаются поставщики, которые изначально не удовлетворяют нужным условиям, в отличие от аффилированной фирмы);
- создается видимость тендера путем участия в нем нескольких аффилированных между собой компаний;
- требования в техническом задании пишутся под конкретного поставщика;
- основные параметры тендера (критерии оценки, условия доплаты, доставки и т.д.) закладываются с учетом возможностей определенного поставщика;
- закупки «дробятся» на более мелкие лоты, чтобы осуществить бестендерную закупку;
- искусственно создается ситуация «экстренности» закупки, чтобы избежать тендера;
- предварительная информация о ценах предоставляется «своему» поставщику;
- установление в приглашении на тендер нереальных сроков для подготовки предложений;
- публикация информации о тендере в изданиях способами, заведомо не обеспечивающими ее распространение среди компаний, заинтересованных в участии;
- изменения формальных требований к тендерной документации с целью исключения «лишних» участников;
- формирование тендерной комиссии без привлечения специалистов в предметной области, а также привлечение к принятию решений заинтересованных лиц (инициаторов закупки);
- задержки в ответах и разъяснениях потенциальным конкурентам (участникам тендера);
- отклонение предложений участника по надуманным причинам;
- присуждение победы предложению с очень низкой ценой (большой отрыв от остальных предложений);
- отклонение всех предложений, если победа «своего» поставщика невозможна;
- искусственное проталкивание «своего» поставщика через дополнительные запросы уточнений, разъяснений и внесение изменений, что по существу меняет изначальную суть заявки на тендер.