Уже несколько лет подряд на весенних Всероссийских форумах саморегулируемых организаций, организуемых РСПП, представители разных профессий обсуждают возникающие проблемы, пытаясь найти наиболее рациональные решения.
Какие из этих проблем требуют скорейшего разрешения, рассказывает Алла Георгиевна Грязнова, первый вице-президент Международной гильдии финансистов, член Центрального совета СРО НП АПР.
Последние несколько лет никак не получается разрубить гордиев узел по вопросам, связанным с компенсационными фондами. Создавая их как коллегиальную форму ответственности СРО за качество работы своих членов, мы вынуждены констатировать, что этот механизм не работает. Вызывает также беспокойство вывод из оборота значительных денежных средств. Злободневной остается проблема, связанная с утратой компенсационного фонда при банкротстве банков. В одночасье СРО остаются без денег, а их члены — без права на ведение соответствующего вида деятельности. При этом их вины в этом нет.
Проблемы, связанные с компенсационными фондами, коснулись и аудиторского профессионального сообщества. Давно аудиторы говорили о предоставлении права самим СРО решать, какой вид коллективной ответственности они выберут. Это должен быть экономически взвешенный выбор. Рады тому, что эта идея нашла свое отражение в проекте Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, подготовленной Минэкономразвития России.
Помимо компенсационных фондов, есть еще ряд остро стоящих вопросов на современном этапе развития саморегулирования в нашей стране. Необходимо разобраться в причинах возникновения недобросовестных СРО, обсудить роль национальных объединений, а также поставить вопрос о ротации руководителей СРО и национальных объединений, рассмотреть сложившуюся практику развития контрольных и дисциплинарных органов СРО и нецелесообразность дублирования этих функций государственными органами. Вне зависимости от отраслевой принадлежности эти проблемы так или иначе касаются всех, кого законодательно перевели на рельсы саморегулирования.
Все гражданско-правовые институты в процессе своего становления преодолевают полосу «детских болезней роста». Российские профессиональные сообщества, имея за плечами столь короткий срок развития саморегулирования, только начали систематизировать и обобщать основные ключевые «болевые точки» и выходить с конструктивными предложениями в государственные органы. Предложенный проект Концепции содержит в себе большинство предложений, которые активно обсуждали члены СРО на разных площадках в течение последних двух лет. Базовые принципы развития института саморегулирования, отраженные в проекте, направлены на совершенствование системы саморегулирования, исправление тех «перекосов», которые были допущены в отраслевых законах. Этот проект демонстрирует, что по большинству обсуждаемых проблем государство и профессиональное сообщество в конструктивном диалоге находят решения.
Если в июне 2015 г. Концепция будет принята, то наша задача — содействовать рассмотрению в осенне-зимнюю сессию 2015 г. Госдумой пакета законопроектов, направленных на ее скорейшую реализацию.
Сегодня в Госдуме рассматривается еще один законопроект (№ 652159-6), в котором говорится о введении саморегулирования на финансовом рынке. Этот проект активно обсуждался на заседаниях Международной гильдии финансистов (МГФ). Безусловно, введение саморегулирования на финансовом рынке нужно, особенно учитывая тот факт, что российский финансовый рынок еще в период своего формирования базировался на принципах саморегулирования, но, к сожалению, потом был искусственно выделен из общего процесса саморегулирования. Теперь эту «специфичность» финансового рынка можно найти в каждом ключевом пункте рассматриваемого законопроекта. Если же сравнивать его с базовыми принципами проекта Концепции, то данный законопроект противоречит ей «по духу». И в этом вопросе точка зрения членов МГФ совпадает с мнением первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, что развитие саморегулирования во всех секторах экономики в стране «должно быть в рамках единого законодательства».