Уже в марте Государственная дума может начать чтение законопроекта об изменении бюджета: прежний составлен в середине прошлого года и не отражает случившихся с тех пор изменений экономической жизни. Проще говоря, речь идет о сокращении расходов.
Окончательной версии нового бюджета еще нет, правка будет продолжаться до самого внесения в Госдуму, но прикидки и комментарии к будущему документу правительство обнародовало. В частности, оно констатирует, что главный вызов для бюджетной политики России — резкое изменение условий внешней торговли: произошло значительное снижение цен на сырую нефть и нефтепродукты — основной товар российского экспорта. Нефть марки Urals сильно подешевела: в 2014 г. в среднем она стоила 98 долл. за баррель, сейчас не превышает 60 долл., а в январе опускалась ниже 45 долл.; правительственный прогноз средней цены на 2015 г. — 50 долл. за баррель. Из-за этого резко снизились поступления от экспорта.
Второй по важности вызов — санкции против России, считает правительство; они резко снизили доступность международных финансовых рынков: сильно сократился приток иностранного капитала, трудно стало продлевать внешние займы; результат — увеличение дефицита финансового счета платежного баланса.
Падение экспорта и рост дефицита финансового счета запустили болезненный процесс подстройки платежного баланса и экономики под новые условия, признает правительство. Снижение реального эффективного курса рубля и внутреннего спроса в реальном выражении способствует уменьшению импорта и снижению заработных плат нерезидентов, позволяет стабилизировать платежный баланс, но сопровождается сокращением ВВП.
Государству, сетует правительство, в новых экономических условиях сложно привлекать заемное финансирование на приемлемых условиях и проводить приватизацию.
Законопроект об изменении бюджета должен, по мысли правительства, прежде всего обеспечить макроэкономическую стабильность. Авторы документа указывают, что сейчас влияние денежно-кредитной политики на инфляционную динамику снижается и на первую роль выходят меры бюджетной политики.
Ключевая проблема экономики — быстрорастущая инфляция, превысившая уже 16%: это сказывается и на благосостоянии населения, особенно беднейших его представителей, и на финансовых рынках из-за резкого роста ставок. Но значительная часть инфляции, по мысли правительства, — разовая: эффект от снижения уровня реального эффективного курса рубля и торговых ограничений превышает десять процентных пунктов.
Базовая задача экономической политики — не допустить формирования так называемой инфляционной спирали: ускорение вслед за инфляцией индексации бюджетных расходов и заработных плат в экономике, а также бесконтрольный рост бюджетного дефицита. Для этого нужна системная оптимизация расходов федерального бюджета — так, как поручил президент во исполнение своего же Послания Федеральному собранию: «Обеспечить сокращение в 2015—2017 гг. расходов бюджета ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении за счет снижения неэффективных затрат», — а также ограничение индексации зарплат бюджетников и части социальных выплат.
Законопроект об изменении бюджета должен также соответствовать антикризисному плану правительства (утвержден распоряжением правительства 27.01.2015 № 98-р). В законопроекте воплощены следующие меры из плана: активизация экономического роста и поддержка отраслей экономики; обеспечение социальной стабильности; поддержка бюджетов регионов; импортозамещение и поддержка несырьевого экспорта; поддержка малого и среднего предпринимательства.
Важная роль в обеспечении бюджетной устойчивости и перераспределении бюджетных ассигнований в пользу наиболее эффективных направлений их расходования отводится Антикризисному фонду в составе бюджета. Его средства расходуются по решению правительства и используются на поддержку отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, рынка труда, моногородов и на социальную поддержку граждан.
При подготовке изменений в бюджет правительство пересмотрело прогнозные показатели экономики (см. табл.).
Наибольший отрицательный вклад в снижение экономики в 2015 г., по мнению правительства, будет вносить, как и в 2014 г., снижение инвестиционного спроса. Внешние рынки капитала почти закрыты, кредит из-за этого подорожал, прибыль предприятий снижается с сентября 2014 г., рубль с прошлого года заметно ослабел — прогноз снижения инвестиций на 2015 г. — 13,7%.
Промышленное производство снизится в 2015 г. на 1,6% из-за снижения экспортной выручки, дорогого кредита и сокращения потребительского спроса. Инфляция останется двузначной, считает правительство, пик ее придется на II квартал.
Реальный эффективный курс рубля в 2015 г. снизится на 21%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2015 году продолжат снижаться (–6,3%). Прирост реальной заработной платы также существенно снизится — на 9,6%. Из-за всего этого существенно уменьшится и потребительский спрос в 2015 г.: оборот розничной торговли — на 8,2%, а платные услуги — на 5%. Экспорт товаров сократится за 2015 г. на 32,4%, импорт товаров — на 36,2%.
Изменение основных макроэкономических показателей на 2015 г.
Показатели |
2014 г. (оценка) |
2015 г. (прогноз) |
Уточненная оценка |
Отклонение |
---|---|---|---|---|
Цены на нефть сорта Urals, долл. за баррель |
97,6 |
100 |
50 |
-50 |
Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
318,4 |
289,1 |
207,7 |
-81,4 |
ВВП, млрд. руб. |
70 975,8 |
77 498,5 |
73 119,0 |
-4 379,5 |
Рост ВВП, % |
100,6 |
101,2 |
97,0 |
-4,2 |
Инвестиции, млрд руб. |
13 460,5 |
14 442,4 |
12 650,3 |
-1 792,1 |
Импорт (Федеральная таможенная служба), млрд долл. |
285,9 |
299,2 |
182,3 |
-116,9 |
Экспорт (Федеральная таможенная служба), млрд долл. |
493,6 |
494,2 |
333,8 |
-160,4 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд руб. |
12 810,0 |
13 955,0 |
14 345,0 |
390,0 |
Инфляция, % к декабрю предыдущего года |
111,4 |
105,5 |
112,2 |
6,7 |
Курс доллара, руб. |
37,97 |
37,7 |
61,5 |
23,8 |
Фонд заработной платы, млрд руб. |
17785,6 |
19022,1 |
18559,0 |
-463,1 |
Экспорт нефти, млн тонн |
220,7 |
227,5 |
224,3 |
-3,2 |
Экспорт природного газа, млрд куб. м. |
175,2 |
190,0 |
178,1 |
-11,9 |
Экспорт нефтепродуктов, млн тонн |
163,9 |
153,5 |
162 |
8,5 |
Добыча нефти, млн тонн |
525,0 |
525,0 |
525,0 |
0 |
Добыча газа, млрд куб. м. |
639,2 |
672,0 |
638,0 |
-34,0 |
Показатель |
Закон о бюджете на 2015 год |
Законопроект |
Отклонение |
---|---|---|---|
Доходы |
15 082 360,7 |
12 455 491,9 |
-2 626 868,7 |
в % к ВВП |
19,5 |
17,0 |
-2,5 |
Нефтегазовые доходы |
7 717 243,3 |
5 686 708,0 |
-2 030 535,3 |
в % к ВВП |
10,0 |
7,8 |
-2,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4 415 433,7 |
3 088 178,7 |
-1 327 255,0 |
Вывозные пошлины |
3 301 809,6 |
2 598 529,3 |
-703 280,3 |
Ненефтегазовые доходы |
7 365 117,4 |
6 768 783,9 |
-596 333,5 |
в % к ВВП |
9,5 |
9,2 |
-0,3 |
из них связанные с внутренним спросом, всего |
3 312 317,8 |
2 945 314,5 |
-367 003,3 |
в том числе налог на добавленную стоимость |
2 349 846,6 |
2 016 684,4 |
-333 162,2 |
в том числе акцизы |
546 948,9 |
506 931,3 |
-40 017,6 |
в том числе налог на прибыль |
415 522,3 |
421 698,8 |
6 176,5 |
их них связанные с импортом |
2 433 957,5 |
2 343 847,1 |
-90 110,4 |
в том числе налог на добавленную стоимость |
1 754 724,5 |
1 707 143,8 |
-47 580,7 |
в том числе акцизы |
55 973,4 |
51 410,6 |
-4 562,8 |
в том числе возные пошлины |
623 259,6 |
585 292,7 |
-37 966,9 |
Прочее |
1 618 842,1 |
1 479 622,3 |
-139 219,8 |