В программу законопроектной работы Комитета Государственной думы по охране здоровья в весеннюю сессию 2015 г. включена работа над проектом федерального закона № 681134-6 «О внесении изменения в статью 35 Федерального закона „Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“» (об ограничении финансирования производства абортов), внесенным 18 декабря 2014 г. Самарской губернской думой. К рассмотрению этого законопроекта законодатели планируют вернуться в апреле.
Данный проект вызвал резкую критику со стороны женских организаций и правозащитников. 22 февраля в стране прошла серия пикетов против законопроекта, также в Интернете идет сбор подписей под петицией, призывающей сохранить право на искусственное прерывание беременности и планирование семьи, а количество абортов снижать за счет повышения грамотности в области секса и предохранения.
«С 1993 г., благодаря введению программ по сексуальному просвещению и распространению доступной контрацепции, число абортов уменьшилось более чем в 4,5 раза. Однако в 2008 г. эти программы были свернуты, что привело к росту безграмотности в половых вопросах, главным образом среди молодежи. Так, по данным Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, 54% мальчиков-подростков в возрасте до 16 лет вообще не имеют представления о том, что такое контрацепция», — сообщается в петиции (https://www.change.org/p/государственная-дума-российской-федерации-сохраните-право-на-аборт-и-планирование-семьи).
По объяснению одного из авторов проекта, депутата Самарской губернской думы Дмитрия Сивиркина, запрет на финансирование абортов по желанию был вызван желанием улучшить демографическую ситуацию в стране.
«У нас катастрофически не хватает граждан: учителей, врачей, солдат. При этом количество абортов, которые делаются в стране, — огромно», — прокомментировал проект Д. Сивиркин.
В ходе своего январского выступления в Госдуме вопроса об изменении законодательства в отношении абортов коснулся и патриарх Кирилл.
«Церковь, следуя заповеди Божией „не убий“, всегда видела в умерщвлении неродившегося ребенка тяжкий грех. <...>Полагаю морально оправданным выведение операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования», — сказал патриарх.
Спорный законопроект внесен феминистскими организациями в список номинантов антипремии «Сексист года» в разделе «Антиженская политика».
Как сообщается в пояснительной записке, документ «нарушает право женщин самостоятельно решать вопрос материнства и ограничивает их доступ к бесплатной медицинской помощи, гарантированной Конституцией РФ. В пояснительной записке к данному проекту указывается, что денежные средства Фонда медицинского страхования формируются за счет страховых взносов, которые выплачивает работодатель за каждого работающего, и производство абортов за счет этих взносов оскорбляет чувства верующих. Между тем женщины составляют 50% от общего числа работающих, таким образом, половина средств Фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов за работающих женщин. Таким образом, данный проект закона игнорирует права и интересы женщин в угоду „чувствам верующих“».
Организации пролайферов, выступающие за полный или частичный запрет абортов, развернули широкую кампанию в поддержку внесенного самарцами законопроекта: активисты расклеивают соответствующие листовки, пишут письма в Госдуму и проводят акции в защиту запрета абортов.
В экономическом выражении цена вопроса довольна велика. В 2013 г., когда данный законопроект был внесен в Госдуму в первый раз, член рабочей группы по демографической и семейной политике Экспертного совета при Правительстве РФ Алексей Ульянов сообщил журналистам, что финансирование абортов ежегодно обходится государству в сумму около 10 млрд руб. С учетом падения курса рубля к мировым валютам и того факта, что большая часть медпрепаратов, инструментов и расходного материала для операций закупается за рубежом, для бюджета-2015 данная статья расходов обойдется еще дороже.