Законопроект об автоюристах внесен в Госдуму. Документ предлагает отнести организации, на безвозмездной или льготной основе оказывающие юридическую помощь автомобилистам, к социально ориентированным НКО.
Авторами проекта являются заместитель председателя Госдумы, руководитель высшего совета ЛДПР Игорь Лебедев, глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов и депутат Андрей Свинцов. В случае принятия законопроекта автоюристы, чья деятельность за несколько прошедших лет обошлась страховому сообществу не в один миллион рублей, смогут дополнительно рассчитывать на финансирование за счет государственного или местного бюджета.
По мнению Я. Нилова, законопроект направлен на поддержку прав россиян, имеющих право управления автомобилем. Таковых в России насчитывается около 50 млн человек, и их права, считает депутат, систематически нарушаются страховыми компаниями при выплате компенсаций по страховым случаям.
«Россияне страдают в судах из-за того, что СК всячески пытаются признать страховые случаи не страховыми либо выплатить мизерные суммы, которых не хватает на бензин для дороги до ближайшего автосервиса. Бизнес развивается, но как таковые принципы страхования, о которых говорилось при введении системы ОСАГО, работают неэффективно», — сказал Нилов.
В последний год по поводу автоюристов из страховщиков не высказался только ленивый. Их называли «раковой опухолью страхования» и причиной половины проблем на страховом рынке. Летом 2014 г. глава ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров заявил, что автоюристы разоряют страховые компании, а их клиент (страхователь) при этом тоже почти ничего не получает. «Автоюрист рисует сумму 50 000. Проводится независимая экспертиза. Суд. На суде, как правило, назначают среднюю сумму, допустим, 25 000. И человеку приходится поделить эту сумму с автоюристом. В большинстве случаев хорошо, если гражданину хоть что-то достается. Получит он мало. Практически ту же сумму, что и насчитала страховая. Наживаются в этом случае лишь автоюристы. А страховые компании разоряются», — набросал вкратце ситуацию Маркаров.
«Мы постоянно участвуем в судах. И не потому, что не оплачиваем нашим клиентам причитающиеся после ДТП убытки, а потому что этих же клиентов потом приводят автоюристы, которые уверяют их, что мы недоплатили. И начинаются судебные разбирательства, из-за которых компания несет очередные убытки. Причем выгода от судов идет автоюристам, а не пострадавшим в ДТП», — вторит ему в январском (2015 г.) интервью газете «Марийская правда» директор местного филиала страховой компании «Согласие» Валерий Бычков. Схожие жалобы поступают и из других регионов.
Спор, кто в первую очередь виноват в бесконечных судебных разбирательствах, захлестнувших российский страховой рынок, напоминает спор о том, что появилось вначале — курица или яйцо. Однако законодатели, похоже, решили его для себя, приняв сторону представляющих интересы страхователей автоюристов.