Состоялось заседание коллегии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). Были подведены итоги работы ведомства в 2014 г. и обсуждены основные задачи на 2015 г. и среднесрочную перспективу. Отрасль динамично развивалась и имеет шансы на хорошие темпы роста впредь.
Об итогах деятельности гражданской авиации Российской Федерации в 2014 г. сообщил заместитель министра транспорта Валерий Окулов. «Основываясь на данных IATA, перевозки на внутреннем рынке в минувшем году продемонстрировали самый высокий темп роста в мире — 18%, на втором месте Китай — 11,2%. В целом рост перевозок на мировом рынке увеличился на 6,1% — это самый лучший показатель за последние 15 лет в нашей отрасли», — рассказал замминистра.
Снижение НДС для внутренних перевозок
В прошедшем году российскими авиакомпаниями было перевезено 93,2 млн пассажиров, что на 10,2% выше показателя 2013 г. Был обеспечен высокий процент занятости пассажирских кресел — 79,8%. Пассажирооборот увеличился на 7,2%.
Российские аэропорты обслужили более 157,7 млн российских и иностранных граждан на внутренних и международных рейсах. Объемы перевозок пассажиров через аэропорты России в 2014 г. увеличились на 10,8% по сравнению с предыдущим годом.
Объем внутренних перевозок в 2014 г., за исключением маршрутов, пунктом назначения/отправления которых является Москва, увеличился на 22% по отношению к 2013 г. и составил более 10 млн пассажиров.
Говоря о средствах, которые направляются на развитие отрасли, замминистра уточнил, что на модернизацию наземной инфраструктуры аэропортов в рамках ФЦП в 2015 г. предусмотрено выделение более 348 млрд руб. Реконструкция затронет 147 аэропортов. Среди проблем В. Окулов отметил сокращение финансирования и усложнение проектирования, однако это должно мобилизовать на более взыскательное расходование средств.
Была им затронута и проблематика снижения НДС для внутренних перевозок. В. Окулов отметил, что это обойдется федеральному бюджету в двухгодичной перспективе в несколько миллиардов рублей, однако при этом появится возможность в полном объеме сохранить финансирование программы субсидирования региональных авиаперевозок и не сокращать финансирование ФКП. «По расчетам, за прошлый год убыточность на внутренних линиях составила 19,5—21 млрд руб., снижение НДС выведет этот показатель на ноль», — подчеркнул замминистра.
В завершение выступления В. Окулов отметил, что в целом результатом деятельности отрасли в 2014 г. является безусловный успех, прежде всего, благодаря авиакомпаниям и аэропортам.
Крымское направление
На еще более широкий спектр консолидации усилий указал глава Росавиации Александр Нерадько: «Деятельность воздушного транспорта — это результаты общих усилий всех коллективов гражданской авиации, федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных и законодательных органов; от их работы многое зависит в развитии отрасли». А. Нерадько подчеркнул, что с учетом складывающейся экономической ситуации нельзя допустить повторения ситуации 1990-х гг., когда наблюдался стремительный рост количества авиаперевозчиков, но при этом падали объемы перевозок и возрастал показатель аварийности. «Наша задача — не повторять ошибки и сохранить высокий уровень безопасности полетов, делать все, чтобы количество авиационных происшествий уменьшалось», — акцентировал он внимание участников собрания на самом важном аспекте работы — безопасности полетов.
Еще одним приоритетом А. Нерадько назвал развитие авиационной деятельности в Крыму. «Аэропорты и аэродромы полуострова необходимо вовлечь в общую инфраструктуру гражданской авиации Российской Федерации, это будет способствовать преодолению кризисных явлений», — сказал он и добавил, что необходимо найти возможность создания в Крыму летного филиала одного из учебных заведений.
В связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и во исполнение поручения Президента РФ Федеральным агентством воздушного транспорта в 2014 г. проведен ряд соответствующих мероприятий. В частности, аэродром Симферополь включен в реестр аэродромов гражданской авиации. Выполнены работы по вводу в эксплуатацию комплекса средств автоматизации УВД в Симферопольском центре ОВД. Функции обеспечения государственного регулирования вопросов авиационного обеспечения вновь созданного Крымского федерального округа и г. Севастополя возложены на Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Росавиации. Для этих целей в составе территориального управления создан отдел с предельной численностью 20 единиц и местом размещения в Симферополе. Штатные преобразования произведены без увеличения бюджетных финансовых средств на содержание территориального управления. Создан Крымский филиал федерального казенного учреждения «Южный авиационный поисково-спасательный центр» в составе Симферопольской региональной поисково-спасательной базы и авиационного координационный центра поиска и спасания.
С момента принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в Симферополь и в обратном направлении было выполнено более 20 000 рейсов, перевезено около 2,7 млн пассажиров, что в 4,5 раза превышает объем перевезенных пассажиров в 2013 г. (591 985 человек).
Если до 2014 г. регулярные полеты в Крым выполняли 11 российских авиакомпаний из восьми пунктов Российской Федерации, то уже в 2014 г. регулярные полеты в Крым выполняла 21 авиакомпания из 33 городов Российской Федерации. В том числе из 30 городов перевозки выполнялись по льготным тарифам в рамках трех программ субсидирования воздушных перевозок пассажиров, утвержденных постановлениями Правительства РФ.
Крым снова становится детской здравницей России. В летний период 2014 г. при активном содействии Росавиации были осуществлены авиаперевозки организованных групп детей на отдых и оздоровление в Крымский федеральный округ из 30 регионов Российской Федерации. Общее количество детей, перевезенных воздушным транспортом к местам отдыха, расположенным в Крымском федеральном округе, превысило 13 000 человек.
А. Нерадько отметил, что нынешняя экономическая ситуация — это дополнительный импульс для будущего развития гражданской авиации Российской Федерации.
Программы субсидирования перевозок
На серьезное развитие региональных авиаперевозок в 2014 г. обратил внимание заместитель руководителя Росавиации Олег Клим. Он подчеркнул, что это произошло в первую очередь благодаря реализации программ субсидирования.
В 2014 г. были реализованы пять программ субсидирования, направленных на развитие региональных воздушных перевозок. Это программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети РФ, программа развития региональных перевозок в Приволжском федеральном округе, программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении, а также программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в Симферополь и в обратном направлении. Их совокупный бюджет составил 8,7 млрд руб., что позволило перевезти почти 1,37 млн пассажиров (на 17,4% больше чем в 2013 г.).
В целях совершенствования мер государственной поддержки развития региональной авиации Росавиацией в 2015 г. реализуется ряд мероприятий, направленных на оптимизацию расходов бюджетных ассигнований и повышение заинтересованности авиапредприятий в участии в реализации программ развития региональной авиации Российской Федерации.
Однако, по его словам, в 2015 г. в связи с экономическим кризисом, санкциями и девальвацией национальной валюты спрос на авиаперевозки будет падать, и авиакомпании будут вынуждены повышать стоимость авиабилетов. Для поддержки российских авиаперевозчиков был разработан ряд мер. В частности, предлагается снижение НДС для внутренних перевозок, а также увеличение бюджетных ассигнований в размере 960 млн руб. на реализацию постановления № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации». «В этом случае рассматривается софинансирование 12 маршрутов, которые являются безальтернативными», — сообщил О. Клим.
На коллегии было отмечено значительное внимание вопросам подготовки аэродромной инфраструктуры. В 2014 г. от органов Ростехнадзора получено 35 заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Серьезную государственную поддержку получили аэропорты регионального местного значения, входящие в состав федеральных казенных предприятий и расположенные в северных регионах страны и на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. По 28 аэропортам велась разработка проектной документации.
В 2015 г. планируется завершить реконструкцию аэродромных комплексов в целом в аэропортах Петропавловск-Камчатский, Краснодар, ввести в эксплуатацию взлетно-посадочные полосы в аэропортах Волгоград, Самара, Краснодар, Петропавловск-Камчатский.
В среднесрочной перспективе Росавиации предстоит направить свои усилия на решение важных задач. Среди первостепенных — развитие инфраструктуры чемпионата мира по футболу FIFA-2018, строительство и реконструкция аэропортовых объектов капитального строительства в Дальневосточном федеральном округе, реализация проектов по развитию внутренних перевозок воздушным транспортом и подготовка к проведению заседания Совета глав государств — членов ШОС и встречи глав государств и правительств БРИКС в 2015 г. в Уфе.