Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) не знает, что надо делать для становления в стране местного самоуправления. В надежде получить ответ он адресовал в феврале 23 вопроса руководителям ассоциаций, союзов, советов, объединяющих органы местного самоуправления по территориальному признаку, профилю деятельности, уровню представительства. В начале календарной весны последовал новый запрос.
Руководителям объединений муниципальных образований 3 марта ушло новое письмо с предписанием «представить в Исполнительную дирекцию Конгресса предложения Вашего объединения о перспективах развития местного самоуправления и предложениях по совершенствованию его правового регулирования». К нему приложена форма предложений из двух разделов по шесть пунктов в каждом.
Вопросов много, времени мало
Муниципалитетам, совсем как старшеклассникам на ГИА или на ЕГЭ, надо выбрать варианты ответов. В отличие от школьных испытаний здесь допускается выбор нескольких вариантов.
В первом разделе надо указать три направления развития местного самоуправления из шести возможных, а именно:
1) территориальную организацию местного самоуправления;
2) вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления;
3) экономическую основу местного самоуправления;
4) участие граждан в осуществлении местного самоуправления;
5) кадровое обеспечение местного самоуправления и организацию муниципальной службы;
6) взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках осуществления контроля и надзора за их деятельностью.
Читаем второй раздел: «Считать первоочередными задачами для совершенствования правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления следующие проблемы правоприменения (укажите не более трех проблем правоприменения по каждому тематическому блоку):
1) территориальная организация местного самоуправления;
2) вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления;
3) экономическая основа местного самоуправления;
4) участие граждан в осуществлении местного самоуправления;
5) кадровое обеспечение местного самоуправления и организация муниципальной службы;
6) взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках осуществления контроля и надзора за их деятельностью».
Подписант обращения президент конгресса Степан Киричук просит оформить предложения «в соответствии с прилагаемой формой и направить в Исполнительную дирекцию ОКМО в срок до 17 марта 2015 г.» в электронном виде или обычной почтой. У отправленного за его же подписью 2 февраля 2015 г. письма тоже есть приложение — анкета на семи страницах. Председатели советов муниципальных образований субъектов РФ и руководители исполнительных органов советов муниципальных образований должны дать ответы на 23 вопроса. Срок — до 27 февраля.
Экс-сенатор С. Киричук просит муниципальных чиновников «строго придерживаться приведенной формы и отвечать на все включенные в нее вопросы». Дозволено дописать свой ответ, если он отсутствует в бланке.
ОКМО как зеркало муниципальной реформы
Четко просматривается обязательность региональных советов муниципальных образований, профильных ассоциаций городских и сельских муниципалитетов и межмуниципальных союзов следовать указаниям общероссийского конгресса. Ни дать ни взять вертикаль муниципальной власти.
Учрежденный в 1998 г. формально по инициативе региональных объединений Конгресс муниципальных образований РФ (ныне — ОКМО) для взаимодействия с федеральными органами государственной власти в интересах местного самоуправления и представительства низового уровня публичной власти в международных и зарубежных организациях обязал формальных своих учредителей четко и без проволочек исполнить его предписания. Для большей убедительности дана ссылка на правительственное распоряжение от 31.01.2000 г. № 162-р (в ред. от 29.05.2014 № 913-р), согласно которому «доклад ОКМО должен быть представлен в Правительство Российской Федерации и профильные по тематике доклада министерства и ведомства».
Таким образом, выясняется, что конгресс готовит доклад «о состоянии местного самоуправления в 2014 г., перспективах его развития и предложениях по совершенствованию правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления (далее — Доклад ОКМО)». С этой целью он проводит анкетирование и указывает: «при заполнении анкеты учитывать, что:
- анкетирование проводится во всех субъектах РФ, в которых созданы и действуют советы муниципальных образований;
- анкета заполняется от имени совета муниципальных образований, как организации, созданной в целях выражения и защиты общих интересов муниципальных образований субъекта РФ;
- ответы на вопросы анкеты должны даваться исходя из опыта реализации местного самоуправления в субъекте РФ, который представляет совет муниципальных образований;
- результаты анкетирования будут обобщены и использованы ОКМО для оценки состояния местного самоуправления в целом в РФ;
- работа по подготовке Доклада ОКМО имеет целевой характер — его адресатом являются, прежде всего, федеральные органы государственной власти, для которых Доклад должен стать источником объективной информации о состоянии местного самоуправления и отправной точкой для планирования совершенствования государственной политики в отношении муниципальных образований».
Выходит, призванный представлять и лоббировать интересы местного самоуправления перед государственной властью Общероссийский конгресс муниципальных образований не знает, что делается на местах, чем живет муниципальное сообщество, что надо делать для нормальной жизни российской глубинки?
Нельзя сказать, что конгресс или его исполнительная дирекция ничего не делают. В конце января ОКМО на основе собственного мониторинга отчитался перед федеральными органами государственной власти, что во всех субъектах РФ, включая Крым и Севастополь, региональное законодательство приведено в соответствие с новым законом (от 27.05.2014 № 136-ФЗ). Ранее экспертное сообщество было иного мнения («ЭЖ», 2015, № 05). Теперь оно недоумевает, почему при бюджетно-финансовом ступоре ОКМО озабочен совершенствованием правового регулирования местного самоуправления, а не его экономическими основами. И стоит ли сейчас ломать копья вокруг выборности и назначаемости глав муниципальных образований и порядка формирования представительных органов муниципальных районов?