Еще в 2011 г. в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» была закреплена возможность организация охраны здоровья путем саморегулирования. Однако до сих пор саморегулирование в здравоохранении скорее теория, чем практика. И это несмотря на то, что и президент страны неоднократно высказывался за более широкое привлечение профессионального медицинского сообщества к решению задач, стоящих перед системой здравоохранения. О том, почему так медленно идет процесс внедрения саморегулирования в этой столь важной социальной сфере, рассказывает Сергей Борисович Дорофеев, зампредседателя Комитета Государственной думы ФС РФ, вице-президент «Национальной медицинской палаты».
Правительство России еще в 2012 г. утвердило критерии, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям могут быть переданы отдельные функции в сфере охраны здоровья граждан России (постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 907). По сути, оно определило условия для начала серьезного разговора органов власти с профессиональным сообществом.
Почему же так долго идет процесс?
Причин множество. Среди них есть и объективные: недостаточное нормативное регулирование, сохраняющийся дефицит финансирования в отрасли, отсутствие правосубьектности у врачей и пр. И субъективные: «тихий саботаж» отдельных чиновников, непонимание необходимости этого института, отсутствие навыков организации и управления у вновь созданных профессиональных объединений и др.
Кроме того, для внедрения саморегулирования в здравоохранении, нужно и политическое решение, так как риски ошибок в одной из самых значимых социальных сфер могут быть существенными.
У нас в стране общие принципы работы врачей на протяжении многих лет определяет Минздрав России, который несет публичную ответственность от имени государства перед гражданами России за все, что происходит в системе здравоохранения. Он организует обучение новых врачей (в своих вузах), проводит повышение квалификации, выдает врачу разрешение на самостоятельную работу (сертификат специалиста), а медицинские организации (больницы, поликлиники и пр.) несут юридическую ответственность за качество и безопасность осуществляемой медицинской деятельности. При такой конструкции врач не мотивирован на повышение качества медицинской помощи.
К сожалению отдельные врачи привыкли к этому и у них нет желания что-либо менять, тем более брать на себя юридическую, в том числе и финансовую, ответственность за качество медицинской помощи. Их тоже можно понять — зарплата у большинства небольшая, работают почти всегда с «перегрузкой», модернизация материально-технической базы не закончена.
Вместе с тем, считаю, что врач должен быть участником правоотношений по оказанию медицинской помощи пациентам. И при этом «за его спиной» должна стоять мощная профессиональная организация. Мало кто из экспертов и руководителей органов власти в этой сфере отрицает необходимость такой организации, но вот ее формы, порядок создания, а главное — полномочия вызывают оживленные споры внутри профессионального сообщества.
Так быть или нет саморегулированию в здравоохранении?
На мой взгляд, другого пути в стратегическом развитии отрасли нет. Однако, учитывая ее специфику, делать это нужно постепенно. Необходимо разработать дорожную карту внедрения саморегулирования в здравоохранении.
Представляется, что для успешного его внедрения необходимо соблюдение основополагающих принципов:
1. В стране должно быть создано и признано государством профессиональное врачебное объединение, при этом членство врачей в нем должно быть обязательным условием для получения разрешения на занятие профессиональной деятельностью.
2. Врач должен стать субъектом права.
3. Процесс допуска в профессию должен происходить при непосредственном участии профессионального сообщества. По принципу: вуз учит — профессиональное сообщество оценивает.
4. Должны быть выработаны механизмы корпоративной ответственности и защиты врачей (независимая медицинская экспертиза, страхование ответственности и пр.). Их выполнение позволит последовательно решать и другие сопряженные задачи.