Результаты опроса топ-менеджеров компаний розничной торговли за I квартал текущего года показали ухудшение экономической конъюнктуры в отрасли, что вполне коррелирует с отчетными данными Росстата (см. «Инвесторы отступают, аграрии держат фронт» ). Однако индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) сохранился на уровне IV квартала прошлого года (+1%), что, по мнению ученых ВШЭ, оставляет небольшую надежду на замедление негативных тенденций в апреле — июне.
Розничный сегмент, по оценке экспертов Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) «Вышки», продолжил сжиматься под натиском дестабилизирующих макроэкономических факторов, что выражается в низких предпринимательских оценках, данных большинству показателей, характеризующих состояние делового климата в торговых организациях.
Вместе с тем нейтральная реакция основного результирующего индикатора обследования статведомства — индекса предпринимательской уверенности на разнообразие неблагоприятных факторов и его сохранение на уровне IV квартала прошлого года (+1%) все-таки позволяют надеяться на замедление негативных тенденций в дальнейшем.
Хрупкая надежда основывается на возобновлении роста предпринимательских оценок одного из ключевых компонентов ИПУ — ожиданий изменения экономической ситуации во II квартале текущего года. Ученые ЦКИ отмечают, что важной особенностью конъюнктурных мониторингов является их опережающий характер в связи с чуткой реакцией предпринимателей на грядущие отраслевые изменения. Будущие колебания основных индикаторов отрасли в течение прошлого и в начале 2015 г. предприниматели, как говорится, «чувствовали кожей» и безошибочно отражали в своих прогнозных оценках. Учитывая данный факт, улучшение ожиданий бизнесменов, впервые зафиксированное в текущем обследовании после неуклонно нараставшего прогнозного пессимизма в течение 2014 г., только увеличивает надежды на будущий рост.
Еще одним фактором, позволяющим рассчитывать на небольшую компенсацию текущих негативных тенденций во II квартале, следует считать сезонную составляющую в торговой отрасли. После зимнего затишья рынок, начиная «просыпаться», инстинктивно берет свое. По крайней мере, перспективным драйвером роста может стать продовольственный сегмент. Здесь практически каждый год происходит снижение цен на плодовоовощную продукцию в весенне-летний период.