ЦБ РФ опубликовал информационное письмо страховщикам, согласно которому последним разрешено не переоценивать подешевевшие ценные бумаги «в связи со сложившейся в 2014 г. экономической обстановкой».
В письме ЦБ ссылается на данные Минфином рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 г., изложенные в приложении к письму от 06.02.2015 № 07-04-06/5027. Согласно этим рекомендациям, «в случае если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил, установленных Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то допускается отступление от этих правил».
Отступление от правил в случае с составлением страховой отчетности заключается в том, что «до окончания 1-го полугодия 2015 г. при составлении отчетности в порядке надзора исходить из следующего: ценные бумаги, учитываемые по текущей рыночной стоимости, по которым выявлена отрицательная переоценка, (далее — ценные бумаги) на 31 декабря 2014 г. и последующие отчетные даты, отражаются по стоимости их оценки в бухгалтерском учете по состоянию на 30 сентября 2014 г. — для ценных бумаг, приобретенных до 1 октября 2014 г., по первоначальной стоимости — для ценных бумаг, приобретенных в период с 1 октября 2014 г.».
Таким образом, подешевевшие ценные бумаги в активах страховщиков ЦБ разрешает отражать в отчетности по ценам на конец сентября 2014 г. или по той стоимости, по которой они приобретались (для бумаг, приобретенных в октябре 2014 г. и позже).
Страховые компании, которые воспользуются данным разрешением ЦБ, должны будут указать это в пояснительной записке. Аналогичное разрешение было ранее выдано и банкам.
С просьбой позволить страховщикам не учитывать убыток, возникающий из-за переоценки ОФЗ, в конце декабря 2014 г. обратился в Банк России Всероссийский союз страховщиков (ВСС), указав, что на конец II квартала 2014 г. объем вложений страховщиков только в государственные ценные бумаги составил 76 млрд руб.
В то же время ЦБ планирует ужесточить требования к платежеспособности ряда страховщиков, в частности страховщиков, занимающихся страхованием ответственности туроператоров и застройщиков перед дольщиками. Согласно проекту указания Банка России о порядке расчета страховщиком нормативного размера маржи платежеспособности, размещенному 3 марта на едином портале раскрытия информации, для таких страховщиков должен быть повышен нормативный размер маржи платежеспособности (при превышении совокупного объема ответственности нетто-перестрахование по таким договорам определенного порога). Планируется также усилить требования к платежеспособности страховых компаний, выдающих банковские гарантии и поручительства. Впрочем, если стоимость активов будет учитываться по цене, в два раза превышающей реальную, платежеспособность компаний окажется, в известной степени, виртуальной.
Российский рынок акций за 2014 г. снизил капитализацию больше чем в два раза. Если на начало 2014 г. она составляла 766 млрд долл., то на 15 декабря («черный понедельник») упала до 338,5 млрд долл., то есть совокупный объем стоимости российских компаний стал ниже, чем стоимость каждой из таких американских компаний, как Apple, Microsoft, ExxonMobil или Google на тот день. На начало 2015 г. объем капитализации частично восстановился до уровня 408 млрд долл., однако с началом года продолжил падение, потеряв за январь 4,98% своей стоимости. Рынок остается неустойчивым с трендом на снижение.
Страховой рынок трещит по швам, и денег у компаний для «довложения» в активы нет. Если бы не разрешение регулятора на составление бухучета по нормам кризисного времени, значительной части страховщиков пришлось бы уйти с рынка в ближайшее время. Впрочем, даже при том, что ЦБ РФ предоставил компаниям, вложившимся в российские акции, возможность еще побарахтаться, рынок все равно ожидает громких банкротств. В опасности, как отмечают эксперты, не только «обычные подозреваемые» — мелкие и средние страховщики — но и компании из первой двадцатки.