С 12 апреля 2015 г. базовый тариф обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вырастет на 40—60% в соответствии с принятым решением совета директоров Банка России.
Необходимость такого резкого увеличения стоимости самого массового страхового продукта обусловлена целым рядом довлеющих факторов. Наиболее важные из них — резко возрастающий с 1 апреля 2015 г. до 500 000 руб. на каждого пострадавшего лимит выплат за ущерб жизни и здоровью вместо действующего в настоящее время лимита в 160 000 руб. Кроме того, корректировка тарифов в ОСАГО, проведенная Банком России, нивелирует текущий дефицит этих тарифов, возникший в связи с изменением курса рубля к мировым валютам в конце прошлого года и возросшей стоимостью ремонта автотранспорта.
Новые коэффициенты не будут едиными во всех регионах страны. В 11 субъектах тарифы будут повышены, а в 11 — снижены. Коэффициент для столицы останется без изменений. Установление тарифного коридора продиктовано различиями в убытках, которые понесли страховщики в разных регионах в нынешний кризис.
«Максимальное увеличение региональных коэффициентов в ОСАГО не превысит 25%», — сообщил зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин. Будут повышены коэффициенты для Воронежской, Курганской областей, Чувашии. Увеличение коэффициентов также будет актуально для Камчатского края и Мордовии, то есть в регионах, где существует экстремальная убыточность (свыше 100%). Отмечается также, что коэффициенты будут повышены, но не более чем на четверть. Максимальное снижение значения регионального коэффициента ожидается в Магаданской области (41%), а также в Туве, Якутии (Саха), Ингушетии, Дагестане, Чеченской Республике, Ленинградской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономного округе, Забайкальском крае и Байконуре.
После того как нововведения вступят в силу, Центробанк планирует осуществлять ежедневный мониторинг страховых компаний во всех субъектах федерации в течение нескольких недель. Данная мера необходима ввиду того, что многие страховые компании, как известно, не гнушаются использовать новые правила для извлечения собственной выгоды. Таким образом, в случае выявления каких-либо нарушений нечистоплотным на руку компаниям будут выписаны соответствующие штрафы и сделаны выговоры. Помимо этого, многочисленные нарушения могут привести к отсутствию доверия к ОСАГО со стороны рядовых граждан.
«Потенциально, нам бы хотелось повышать конкуренцию на этом рынке и дальше расширять тарифный коридор. Мы можем повышать базовый тариф раз в полгода, и мы очень верим в то, что эти повышения будут небольшими, при условии, что не будет существенных экзогенных факторов», — отметил В. Чистюхин.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс считает, что многие проблемы на страховом рынке сложились именно из-за недооцененности тарифа. До октября 2014 г. тариф не пересматривался ни разу, 23—30% было явно недостаточно. Этот рост практически сразу был «съеден» инфляцией, и убыточность тут же «поползла верх». Страховщики продолжили уходить из регионов, так как минимум в трети из них убыточность «автогражданки» превысила 100%.
На некоторое время новый тариф снимет вопрос убыточности ОСАГО. «Однако выплаты по „автогражданке“ росли еще до первого увеличения тарифа, они растут сейчас и будут расти в дальнейшем. Инфляционные процессы, макроэкономические факторы будут продолжать давить на этот рынок, и мы полагаем, что через определенное время тариф может потребовать корректировки и донастройки. Объективно нужна ежегодная переоценка тарифов. Однако этому должны предшествовать независимые актуарные исследования, публичные дискуссии с автовладельцами, обществами защиты прав потребителей, СМИ. В перспективе же нужно прийти к рыночному, свободному тарифу, тогда автоматически установится равновесная цена продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для повышения цены», — подчеркивает И. Юргенс.