Минпромторг России разработал поправки в закон о торговой деятельности, которые призваны ограничить права региональных властей по установлению требований к размещению объектов нестационарной торговли. Он предлагает именно в федеральном законе характеристики.
Законопроект призван восполнить пробелы действующего федерального законодательства о нестационарной торговле, которое позволяет регионам злоупотреблять своим правом при установлении требований к размещению нестационарных торговых объектов (НТО), ущемляя права предпринимателей и препятствуя развитию малого и среднего торгового бизнеса. В частности, региональные власти произвольно пересматривают схемы размещения нестационарных торговых объектов, не включают в схемы размещения или исключают из них уже функционирующие объекты, что приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса хозяйствующими субъектами.
В результате о необходимости системных изменений в сфере организации деятельности НТО Минпромторг России заявил еще в прошлом году в письме от 27.01.2014 № ЕВ-820/08. И вот, наконец, проект поправок в законодательство готов и вынесен на публичные слушания.
Министерство предлагает уточнить само понятие «нестационарный торговый объект» (из него исключат мобильные торговые объекты), а также установить перечень НТО с их характеристиками в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговой деятельности). К нестационарным торговым объектам согласно законопроекту будут относиться киоски, торговые автоматы, лотки, временные торговые площадки, объекты оказания бытовых услуг, холодильные прилавки и нестационарные торговые объекты сезонного (временного) размещения, павильоны. При этом павильоном будет признаваться нестационарный торговый объект с замкнутым пространством, имеющий торговый зал (зал обслуживания посетителей), предназначенный для обслуживания потребителей внутри торгового объекта, передвижение которого, как правило, невозможно без демонтажа его конструкций.
Минимальный срок заключения договора на размещение НТО будет семь лет
В законодательстве предлагается закрепить два способа размещения НТО: на основании договора аренды земельного участка или на основании договора на размещение и эксплуатацию НТО.
На основании договора аренды земельного участка будут размещаться вновь возводимые павильоны общей площадью более 100 кв. м. или этажностью выше одного этажа. При этом субъектам РФ будет предоставлено право установить в региональном законодательстве возможность размещения таких павильонов на основании договора на размещение и эксплуатацию НТО.
Договор на размещение и эксплуатацию НТО будет заключаться при размещении киосков, павильонов (одноэтажных, площадью до 100 кв. м.), торговых автоматов, объектов быстрого питания, оказания бытовых услуг, а также временных торговых площадок, холодильных прилавков, лотков (палаток).
Форма договора будет утверждаться нормативным правовым актом субъекта РФ по итогам публичного обсуждения с объединениями, союзами и ассоциациями предпринимателей.
Минимальный срок, на который эти договоры будут заключаться, не должен быть менее семи лет. При этом предлагается закрепить в законодательстве пролонгирование таких договоров неограниченное количество раз без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта или объединения, являющегося стороной договора. Основанием для отказа в продлении может явиться наличие задолженности размером более одного периода оплаты.
Также в Законе о торговой деятельности хотят установить исчерпывающий перечень оснований для расторжения договора. Так, договор расторгается в случаях:
- прекращения осуществления торговой деятельности юридическим лицом, являющимся стороной договора на размещение, по его инициативе;
- ликвидации юридического лица, являющегося стороной договора на размещение;
- прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, являющегося стороной договора на размещение;
- по соглашению сторон договора на размещение.
Договор на размещение НТО может быть расторгнут по решению суда в случаях:
- установления факта грубого несоответствия НТО требованиям к внешнему виду и техническому состоянию, а также в случае изменения владельцем НТО цветовых решений фасадов НТО, соотношения застекленных поверхностей к площади фасада в сторону уменьшения площади застекления более чем на 20%, а также применения в отделке фасадов иных материалов, не предусмотренных установленными требованиями, если соответствующая сторона договора на размещение дважды не исполнила предписание уполномоченного органа местного самоуправления об устранении выявленных нарушений.
- установления факта нефункционирования НТО в течение более трех месяцев подряд (для объектов, размещаемых на постоянной основе);
- невнесения платы за размещение НТО более двух периодов оплаты;
- увеличения площади НТО без соответствующего согласования с органом местного самоуправления более чем на 10%, а также увеличения этажности объекта и неисполнения предписания уполномоченного органа местного самоуправления об устранении выявленных нарушений.
Предписания органов местного самоуправления об устранении нарушений должны содержать конкретные нарушения требований со ссылкой на нормы, их установившие, а также разумный срок на их устранения.
Порядок переоформления ранее заключенных договоров аренды земельных участков, иных договоров и разрешительных документов на размещение НТО будет устанавливаться органами исполнительной власти субъектов РФ.
Не допускается использование схемы размещения НТО для регулирования их количества
Права органов местного самоуправления по разработке, утверждению и изменению схем размещения НТО будут сохранены, однако министерство предлагает на федеральном уровне закрепить общие требования как к самой схеме размещения, так и к разрабатываемым органами власти субъектов РФ требованиям к местам допустимого размещения НТО, их внешнему виду и техническому состоянию.
А именно требования к местам размещения НТО будут устанавливаться исключительно на основании обязательных требований нормативных правовых актов в сфере противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического благополучия населения, охраны объектов культурного наследия и охраны природы. Какие-либо иные основания, например, плотность таких объектов на отдельно взятой территории, не смогут служить основанием для запрета размещения НТО. Законопроектом прямо предусмотрен запрет устанавливать требования по удаленности НТО от других торговых объектов.
НТО должны размещаться в местах, удобных как для покупателей, так и для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и позволяющих осуществлять предпринимательскую деятельность наиболее эффективным и востребованным у потребителей способом, в том числе на территориях, исторически являющихся местами размещения торговых объектов, в местах высокого сосредоточения людей, а также в иных местах, позволяющих наиболее полным образом удовлетворить потребности граждан в комфортном и быстром совершении покупок.
Критериями при установке требований к внешнему виду и техническому состоянию должны стать только:
- удобство и функциональность осуществления торговой деятельности;
- соответствие архитектурно-художественным требованиям городского дизайна на протяжении всего срока эксплуатации;
- возможность размещения товарного знака и применения иных элементов фирменного стиля и оформления НТО хозяйствующего субъекта способом, удобным для идентификации потребителем соответствующего товарного знака и хозяйствующего субъекта и отличия от других НТО, в том числе на отдалении;
- возможность использования типового серийного торгового оборудования, имеющегося на рынке, широко распространенных типовых материалов, производимых в РФ;
- минимизация расходов хозяйствующего субъекта на изготовление, оформление и эксплуатацию НТО, простота оформления;
- применение вновь утверждаемых требований к внешнему виду объектов не ранее, чем через десять лет с момента начала осуществления торговой деятельности, и модернизация внешнего оформления объекта не чаще, чем один раз в десять лет без замены конструктивных элементов.
Проект схемы размещения НТО и проект вносимых в нее изменений будут подлежать публичному обсуждению с участием местных жителей и предпринимательского сообщества.
Законопроектом предусматривается, что достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не может служить основанием для отказа во включении в схему размещения новых объектов, также не допускается использование схемы размещения для регулирования количества и видов специализаций НТО.
Социально значимым НТО — льготные условия
Кроме того, законопроектом предполагается ввести понятие социально значимых специализаций торговых объектов. К ним будут отнесены киоски продуктов питания (торговля мясом и мясной продукцией, молоком и молочной продукцией, овощами, фруктами, ягодами и иной сельхозпродукцией, хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, рыбой, мороженым, безалкогольными прохладительными напитками), торговля печатной продукцией, изделиями народных художественных промыслов, сувенирами, одеждой, обувью и изделиями легкой промышленности отечественного производства. Эти товары не могут составлять меньше 80% ассортимента объекта.
Перечень социально значимых специализаций торговых объектов может быть расширен как самими субъектами РФ, так и органами местного самоуправления. Предполагается, что места для таких НТО местными властями будут предоставляться на льготных условиях.