Существенный рост затрат на железнодорожные перевозки вынуждает нефтекомпании увеличить объемы поставок морским и трубопроводным транспортом. Очевидно, это приведет к снижению объемов перевозок железнодорожников.
Для сырьевых монополистов подобная логистическая корректировка является закономерным решением. Согласно отчету «Роснефти» по МСФО за 2014 г., расходы компании на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом в IV квартале увеличились почти на 30% и составили 32 млрд руб. По итогам года рост составил 20%, до 114 млрд руб. В «Роснефти» пояснили, что увеличение затрат в IV квартале связано с ростом железнодорожных тарифов и прекращением навигации.
Затраты «Газпром нефти» на железнодорожную транспортировку в 2014 г. выросли на 7,7%, до 116,1 млрд руб., НОВАТЭКа — на 14,4%, до 16 млрд руб. Снижение расходов на ж/д перевозки зафиксированы только у ЛУКОЙЛа — в долларовом выражении на 15,6%.
В связи с этим «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ планируют сократить долю перевозок по железной дороге, переключив поставки на «трубу». «Роснефть» собирается увеличить морские перевозки нефтяных грузов вдвое, до 6 млн т, и сократить стоимость транспортировки по железной дороге на 6—7%, считают эксперты.
В 2014 г. «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и НОВАТЭК перевезли на экспорт 95 млн т, при этом общий объем перевозок нефтяных грузов по железной дороге составил 256,5 млн т.
В условиях России для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния наиболее эффективен железнодорожный транспорт. Он обеспечивает 1/3 грузооборота и 2/5 пассажирооборота страны. По грузообороту среди видов транспорта он уступает только трубопроводному (более 52%), но значительно превосходит морской (8,4%), автомобильный (4,2%), речной (2,5%) и воздушный.
Нефтепродукты перевозятся железнодорожным транспортом в весьма значительных объемах. Основная часть сырой нефти доставляется к местам потребления трубопроводным транспортом, а нефтепродуктов (прежде всего мазут, керосин и др. светлые нефтепродукты) — вывозится по железным дорогам. Ведущее место по отправлению нефтегрузов занимает Западно-Сибирский и Волго-Уральский (Башкирия, Татарстан, Самарская и Пермская область) районы, откуда нефтепродукты отправляются в основном на запад — в центральные, северо-западные районы, а также за границу. Часть нефтепродуктов из Западной Сибири поступает в Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы.
РЖД в своем прогнозе по погрузке и грузообороту на 2014—2016 гг., который был представлен правительству еще в конце 2013 г., предполагало снижение объемов перевозок. Согласно пояснительной записке монополиста эти оценки были основаны на базовом варианте среднесрочного прогноза социально-экономического развития, представленного Минэкономразвития. Расчеты производились исходя из цены на нефть марки Urals на уровне 100—101 долл. США за баррель. А небольшое прогнозное снижение показателей после 2014 г. объяснялось модернизацией НПЗ для углубления переработки сырой нефти. Погрузка нефти и нефтепродуктов на ж/д транспорте составила в прошлом году 256,453 млн т, или почти 21% среди основных видов грузов. Это вовсе не провальный результат. Но перспективы не радуют.