Выборочное обследование Росстатом населения по проблемам занятости выявило ускорение роста уровня безработицы в феврале. Причем новые данные поправили январскую — в целом благополучную — статистику по безработице в сторону ее усиления. Есть и небольшой позитив: в самом проблемном в плане занятости федеральном округе — Северо-Кавказском уровень безработицы в годовом сопоставлении снижается. На селе — тоже.
Росстат сообщил, что численность экономически активного населения в возрасте 15—72 лет (занятые + безработные) в феврале 2015 г. составила 75,8 млн человек, или 52% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,4 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн человек — как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в феврале 2015 г. без исключения сезонного фактора составил 5,8%.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) составил 64,5%.
По сравнению c январем 2015 г. численность занятого населения в феврале уменьшилась на 342 000 человек, или на 0,5%, численность безработных увеличилась на 243 000 человек, или на 5,8%. По сравнению с февралем 2014 г. численность занятого населения (без Республики Крым и г. Севастополя) уменьшилась на 621 000 человек, или на 0,9%, численность безработных увеличилась на 61 000 человек — на 1,5%. Напомним, что в январе в годовом выражении еще наблюдалось снижение числа безработных — на 2,1%.
Хотя Росстат не называет конкретного показателя уровня февральской безработицы с поправкой на сезонность, имеющаяся в его материалах диаграмма показывает повышение, причем не только в феврале, но и, пусть не так заметно, в январе. Дело в том, что согласно данным январского обследования месяц назад уровень безработицы по сравнению с декабрем подрос на 0,2 п.п., но с исключением сезонного фактора аналогичная диаграмма отчетливо показала тогда его снижение. Теперь же и по фактическим данным, судя по «картинке», прирост в январе к декабрю был больше 0,2 п.п., а уровень безработицы последовательно поднимается с сентября 2014 г.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения — в конце февраля 2015 г. в них состояло на учете в качестве безработных 991 000 человек, что на 7,2% больше относительно января 2015 г. и на 2,1% — по сравнению с февралем 2014 г. (без Республики Крым и г. Севастополя).
Опять напомним, что в январе численность официально зарегистрированных безработных в годовом сопоставлении была меньше на 2,7%. Таким образом, в феврале безработица утратила положительный запас сравнения год к году как по критериям МОТ, так и по официальной ее регистрации.
Материалы обследования показывают, что в феврале 72% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости составила 27,6%, среди безработных женщин — 28,7%.
Среди безработных 33,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает трех месяцев. Один год и более ищут работу 26,5% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 35,5%, среди городских — 22,1%. Но обратим внимание, что уровень безработицы в городах растет, а на селе — снижается.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском. Но стоит отметить, что в отличие от ЦФО, где этот показатель сохранил значение февраля 2014 г. (3,4%), в СКФО он снизился на 0,6 п.п. — до 11,3%. Кстати, в январе на Северном Кавказе снижение год к году уровня безработицы было еще больше — на 1 п.п.