В связи с появлением в Земельном кодексе РФ нового «этапа» государственного земельного надзора — административного обследования объектов земельных отношений Правительство РФ утвердило правила его проведения (постановление от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений», (далее — Правила)). Правообладателям земельных участков в этих Правилах стоит обратить особое внимание на последствия проведения подобного обследования. Документ вступит в силу с 1 апреля 2015 г.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ в Земельный кодекс были внесены изменения, расширяющие права должностных лиц органов государственного земельного надзора. В частности, теперь им предоставлено право на проведение административного обследования объектов земельных отношений, которому в Кодексе посвящена новая ст. 71.2.
По сути, административное обследование станет частью государственного земельного надзора, поскольку его результаты будут учитываться при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок, а выявленные в ходе обследования признаки нарушения требований земельного законодательства станут основанием для проведения внеплановых проверок с последующим привлечением к административной ответственности в случае подтверждения правонарушений (п. 8 постановления Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», п. 2 ч. 6 ст. 71.1 ЗК РФ).
В отношении некоторых земель обследование будет производиться в приоритетном порядке
Полномочия по утверждению порядка проведения административного обследования земельных отношений и формы акта его административного обследования предоставлены Правительству РФ (ч. 4 ст. 71.2 ЗК РФ), в связи с чем оно утвердило данные Правила.
Согласно утвержденным Правилам административное обследование будут проводить должностные лица органов госземнадзора, также уполномоченные проводить плановые и внеплановые проверки земельного законодательства. Обратим внимание на то, что проведение такого обследования осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений (земли, земельных участков или их части) и доступа должностных лиц на обследуемые объекты. Должностные лица вправе только запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцами архивных фондов, необходимые для обследования документы. А далее они самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) должны проанализировать полученную информацию.
Плановые (рейдовые) осмотры, обследования, которые осуществляются в рамках федерального государственного экологического надзора, не являются административным обследованием.
В соответствии с Правилами в отношении некоторых земель административное обследование будет производиться в приоритетном порядке. Например, в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, или в отношении земель, востребованных в гражданском обороте (исходя из статистики сделок купли-продажи по данным ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним).
В приоритетном порядке также будет производиться административное обследование в отношении сельскохозяйственных угодий, земель, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (в частности, земельные участки, используемые для селекции, семеноводства, сортоиспытаний, разведения племенных животных и использования племенной продукции (материала), размещения коллекций генетических ресурсов растений, научно-исследовательских, опытно-учебных целей), а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Если обследованием не выявлены признаки нарушений, то правообладатель на три года застрахован от плановых проверок
Результаты административного обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений (в случае выявления признаков нарушений земельного законодательства, по которым предусмотрена административная и иная ответственность) либо заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства.
Акт (заключение) составляется в форме электронного документа и подписывается квалифицированной электронной подписью, а если это невозможно — на бумажном носителе. Сами результаты обследования будут публиковаться на официальном сайте осуществившего его органа земельного надзора.
Как уже отмечалось выше, результаты обследования будут использоваться при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства. В том случае, если обследованием не выявлены признаки нарушения, объект земельных отношений не может включаться в план проверок в течение трех лет со дня его проведения, а следующее административное обследование такого объекта проводится через два года с даты утверждения заключения.
Поскольку привлекать к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства могут не только органы земельного надзора, Правительство РФ предусмотрело в Правилах передачу результатов обследования соответствующим органам для последующего проведения ими проверок, по результатам которых и будут приниматься решения о санкциях.
К сведению
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (ч. 2 ст. 71.2 ЗК РФ).