Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), основной показатель обследования Росстата, характеризующий деловой климат на рынке услуг, показал беспрецедентное падение до рекордного значения (–12%), что указывает на резко неблагоприятный бизнес-климат в этом сегменте экономики.
Начало каждого года традиционно является «дном» деловой активности на рынке услуг, однако в I квартале 2015 г. конъюнктура определялась не только сезонным фактором. Очевиден сложившийся ранее и заметно усилившийся в текущем году понижательный тренд предпринимательской уверенности.
Отрицательные значения ИПУ сложились практически во всех наблюдаемых видах деятельности сферы услуг. Наибольший пессимизм проявили предприниматели из сегментов техобслуживания и ремонта автотранспорта, рекламы и туризма, где ИПУ снизился более чем на 20 п.п., до значений –22, –24 и –25% соответственно.
Традиционный лидер среди обследуемых сегментов сферы услуг — страховой бизнес — также переживает не лучшие времена. В I квартале текущего года ИПУ в этом виде деятельности впервые опустился до отрицательного значения (–4%).
На таком фоне настроения предпринимателей, оказывающих бытовые услуги и занимающихся ремонтом бытовых изделий, — аутсайдеров сферы сервиса в течение предыдущих трех лет — уже не выделяются особым пессимизмом.
Очевидно, что ускоренный спад деловой активности в сфере услуг был обусловлен главным образом продолжающимся сокращением платежеспособного потребительского спроса.
Реальные располагаемые денежные доходы населения начали сокращаться в ноябре прошлого года, и эта тенденция сохраняется уже четвертый месяц подряд. При этом реальная заработная плата работающего населения снижается ускоренными темпами.
На кредитные средства потенциальным потребителям услуг тоже рассчитывать не приходится. Рост процентных ставок, ужесточение кредитной политики банков и общая нестабильность экономической ситуации сделали потребительские кредиты непривлекательными или даже недоступными для большинства населения.
Сегмент b-2-b (услуги для бизнеса) также испытывает вполне понятные трудности, поскольку многие предприятия в кризисных условиях вынуждены экономить, сокращая, по возможности, свои издержки.
Балансы оценок изменения спроса на туристические и рекламные услуги относительно предыдущего квартала обвалились до –49 и –42% соответственно. Около половины руководителей обследованных туристических и рекламных компаний констатировали сокращение спроса при практическом отсутствии позитивных оценок.