В России уже давно идет дискуссия об амнистии капитала, и вот наконец-то свою версию данной процедуры предложило Правительство РФ. На днях оно вынесло на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» (№ 754388-6). В соответствии с ним граждане смогут легализовать свои активы, избежав при этом административной и уголовной ответственности.
Проект федерального закона, разработанный в недрах Минфина России, направлен на создание механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, а также на защиту их имущественных интересов.
В рамках программы добровольного декларирования физическим лицам, предоставившим в налоговые органы сведения о своем имуществе, счетах (вкладах) в банках и контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых эти лица признаются контролирующими лицами, будут предоставлены гарантии непривлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности, а также иные гарантии в соответствии с этим законом.
Сжатые сроки легализации
Программа будет действовать до 31 декабря 2015 г.
До этой даты граждане смогут подать в налоговый орган специальную декларацию, содержащую сведения:
- об имуществе, в отношении которого эти граждане являются собственником (включая имущество, переданное в доверительное управление), в том числе получившим право собственности на такое имущество от номинального владельца, то есть лица, осуществляющего права собственника имущества в интересах и (или) по поручению иного физического лица, в порядке, установленном законом;
- контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых физическое лицо на дату представления декларации признается контролирующим лицом;
- открытых физическим лицом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых оно обязано было уведомить налоговые органы по месту своего учета в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле;
- счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) физическое лицо на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем, и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.
Удивительно, но по каким-то причинам Минфин России решил, а правительство его поддержало, не доверять разработку формы специальной декларации ФНС России. В законопроекте в настоящий момент содержится положение, согласно которому форма декларации и порядок ее заполнения устанавливаются федеральным законом. С учетом сжатых сроков действия программы это вряд ли разумно...
Гарантии и прочие привилегии участникам программы
Участники программы будут освобождаться от налоговой, административной и уголовной ответственности в отношении тех деяний, которые совершены ими до 1 января 2014 г. При условии, что эти деяния были связаны с формированием (приобретением) задекларированного имущества.
Помимо этого, законопроектом предлагается предоставить дополнительные гарантии гражданам, декларирующим свои активы, в частности, сведения, содержащиеся в декларации, будут признаваться налоговой тайной с учетом следующих особенностей:
- на них не будут распространяться исключения, установленные п. 1 ст. 102 НК РФ, то есть даже ИНН декларанта и тот будет засекречен;
- их незаконное разглашение, а также утрата представленных деклараций и документов, прилагаемых к ним, будет являться основанием для привлечения к уголовной ответственности;
- должностное лицо, имеющее доступ к этим сведениям, освобождается от ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые ему стали известны в ходе добровольного декларирования;
- такие сведения могут быть истребованы только по запросу самого декларанта.
Также не будут облагаться налогами операции по передаче имущества от номинального владельца фактическому.
Правила спецперехода имущества от номинального владельца к фактическому
В рамках программы добровольного декларирования предлагается установить специальный порядок перехода права собственности на имущество от его номинального владельца к фактическому.
Граждане смогут оформить в собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам, путем заключения соглашения о передаче такого имущества, при этом будут сохраняться все права третьих лиц в отношении этого имущества. Такое соглашение может предусматривать переход права собственности на имущество как безвозмездно, так и со встречным предоставлением в согласованном сторонами такого соглашения размере.
Соглашение будет являться основанием для государственной регистрации в РФ прав фактического владельца на имущество, указанное в соглашении. Регистрация прав фактического владельца на имущество, право собственности на которое передано ему на основании соглашения, осуществляется при условии представления в регистрирующий орган экземпляра декларации и описи прилагаемых к декларации документов с отметками налогового органа.
Доход, возникающий в связи с передачей имущества от номинального владельца фактическому, а также доход в виде получения имущества ликвидируемых офшорных компаний планируется освободить от налогообложения.
Заключенное соглашение надо будет представлять в налоговый орган одновременно с декларацией.
Системность в подходе к деофшоризации
Процедура легализации капиталов не предусматривает обязательного возвращения имущества в Россию, достаточно перевести его в прозрачную юрисдикцию, не включенную в список FATF (перечень государств и территорий, в отношении которых рекомендовано применение мер в целях защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма, либо имеющих стратегические недостатки в этих сферах).
Целями законопроекта, в частности, является снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, создание стимулов для добросовестного исполнения физическими лицами обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, таможенным законодательством, а также переход РФ к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.
Данный законопроект содержит в себе в том числе нормы, направленные на создание условий по деофшоризации российской экономики, в рамках которых уже вступил в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Им была введена обязанность налогоплательщиков (физических и юридических лиц) уведомлять налоговый орган:
- о своем участии в иностранных организациях;
- учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;
- контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Однако бизнесмены не были застрахованы от вопросов о происхождении их иностранных активов, а следовательно, у них не было стимула для выхода из тени.
Отметим, что в Госдуму также внесен законопроект, предусматривающий перенос срока уведомления об участии в иностранных организациях с 1 апреля на 15 июня 2015 г. (проект федерального закона «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса РФ и статью 4 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)“» (№ 667946-6)). Если амнистия капитала, как и предполагается, начнется 1 июня, то у бизнеса будет две недели на то, чтобы заявить о своих иностранных активах до того, как это станет их обязанностью.