Сценарий постепенного развития экономики за счет построения системы сдержек и противовесов, балансирующей интересы нефтегазовой силовой олигархии и тех групп в обществе, которые заинтересованы в формировании единых «правил игры», позволит выйти на приличные темпы роста. Такой скромный, но актуальный по нынешним временам вывод озвучили участники XVI Апрельской международной научной конференции в ВШЭ. Тем более что и выбор-то невелик, реальная альтернатива ему — мобилизационный сценарий развития страны.
В случае сохранения устойчиво низких цен на нефть (40—60 долл. за баррель) российская экономика, по оценке научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина, в ее сегодняшнем виде столкнется с резким усилением бюджетных ограничений. В этом варианте начавшийся процесс естественной реструктуризации экономики натолкнется на недостаток инвестиций.
Однако при возвращении к позитивной динамике цен на нефть в отечественной экономике вполне возможно продолжение инерционного сценария развития. Периоды роста цен на нефть до 80—90 долл. за баррель будут порождать ожидания благоприятной конъюнктуры на длительный период. Это будет способствовать консервации сырьевого характера экономики, сохранению короткого горизонта инвестиций и тенденций к проциклической бюджетной политике.
Здесь существуют реальные риски, что в условиях изменившегося характера нефтяного рынка будет происходить сокращение периодов роста цен на черное золото, в то время как структурная перестройка экономики будет по-прежнему откладываться.
Таким образом, как при низких, так и при умеренно высоких ценах на нефть инерционный сценарий дает неустойчивые, зависящие от внешней конъюнктуры темпы роста экономики, не превышающие уровня, сложившегося в 2013—2014 гг. (от –1,5 до +1,5% в год). Эти темпы не обеспечат опережающего развития по сравнению с развитыми странами Европы и США и, по сути, закрепят наше отставание от государств-лидеров.
Второй вариант развития страны можно назвать мобилизационным сценарием. «В стремлении оторваться от инерционного сценария сейчас предпринимается попытка мобилизации путем консолидации общества вокруг идеи развития страны, независимого от западного мира, — считает руководитель Центра развития „Вышки“ Наталья Акиндинова. — Роль государства при этом становится заметно выше, чем в первом сценарии. Мобилизационный сценарий предполагает концентрацию внутренних ресурсов для инвестиций, организацию импортозамещающих производств, рост военной составляющей экономики и бюджета».
Однако упор на импортозамещение в условиях ограничения внешних связей означает курс на упрощение экономики и поддержку неэффективных производителей. После кратковременного подъема этот сценарий ведет к быстрому истощению ресурсов, распаду связей, перекачке ресурсов сначала с потребления на госинвестиции, потом от эффективных к неэффективным предприятиям путем повышения налогов, субсидирования проектов.
Иначе говоря, при этом сценарии можно предположить небольшой рывок по темпам экономического роста в течение короткого периода, но затем произойдет исчерпание ресурсов и переход к более глубокой рецессии или спаду.
Festina lente
«Поспешай медленно», — любили говорить древние римляне, и эти слова могли бы стать девизом третьего сценария развития нашей экономики. Более предпочтительным в сравнении с мобилизационным вариантом является, по мнению ученых ВШЭ, сценарий постепенного развития в результате эволюционного построения системы сдержек и противовесов. Она позволит сбалансировать интересы нефтегазовой силовой олигархии, стремящейся к концентрации ресурсов и дискриминации остальных участников, и тех групп в обществе, которые заинтересованы в формировании единых «правил игры» и гарантий для частных инвестиций.
Только на этом пути возможен переход к более высоким темпам экономического роста, достаточным для модернизации или, по крайней мере, ухода от длительного спада или темпов роста ниже европейских стран. Этот сценарий, особенно при проведении пакета институциональных реформ, в том числе в правовой и политической сферах, позволяет в приемлемые сроки выйти на темпы, превышающие уровень роста в Европе, а возможно, и в США.
В целом это спокойный и прагматичный (для сегодняшних условий) сценарий, правда, немного напоминающий «партию умеренного прогресса», к которой относил себя известный персонаж из «Двенадцати стульев» — глава Одесской бубличной артели «Московские баранки» Кислярский. Заметим это без всякой иронии, поскольку именно ускоренное развитие малого и среднего бизнеса может послужить важнейшим фактором устойчивого экономического роста.
Лишь бы нынешние «Кислярские» не закончили как их предшественники в конце 20-х гг. прошлого века, когда возобладал сценарий мобилизационного развития страны и НЭП «схлопнулся» под натиском государственной экономики.
Последняя надежда
Реализация сценария постепенного развития потребует определенных изменений в бюджетной политике. По словам ректора РАНХ и ГС Владимира Мау, сегодня необходимо определиться с бюджетными приоритетами. Наиболее эффективны вложения в социальную и транспортную инфраструктуру, которые способны поддержать долгосрочный экономический рост. Для стимулирования долгосрочного экономического роста очень важна современная социальная политика. «После исчерпания сырьевой модели роста главным сравнительным преимуществом российской экономики способно служить только качество человеческого капитала, — уверен ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Решающее влияние на него оказывает именно социальная политика. Соответственно, она является основным драйвером не только социального, но и экономического развития, а расходы на нее — наиболее перспективной частью государственных инвестиций».
В современном мире конкурентоспособность страны, по мнению президента Сбербанка Германа Грефа, зависит от конкурентоспособности населяющих ее людей. Именно человеческий капитал сейчас является едва ли не единственным конкурентным преимуществом России по сравнению с Европой.
Неотъемлемой чертой новой модели социальной политики должен стать дифференцированный учет потребностей и возможностей различных социальных слоев. Не только неэффективно, но и крайне несправедливо применять одни и те же подходы к тем, для кого актуально повышение пособий и доступ к общераспространенным услугам, и тем, кто хотел бы тратить деньги на приобретение высококачественных услуг социального характера в России, а не за рубежом. Медлительность в переходе к адресной социальной политике, по оценке ученого, заведомо неприемлема в период, когда в силу объективных экономических ограничений расточительность стала уже не только нежелательной, но и невозможной.