Проект «Открытый бюджет» способствует полноценному и всестороннему раскрытию информации о местных бюджетах, а также формированию и становлению активного гражданского общества в муниципальных образованиях.
За два года реализации проекта более 100 городских округов, муниципальных районов и городских поселений перестали прятать свои бюджеты от местного населения.
Кто не таится от людей?
Проект инициирован Комитетом гражданских инициатив, поскольку формальное выполнение органами государственной власти и местного самоуправления принципа открытости и прозрачности бюджетной сферы ограничивает возможности населения по участию в процессе определения приоритетных направлений расходования бюджетных средств. Привлечение неравнодушного местного сообщества к управлению общественными финансами укрепляет гражданскую позицию населения за решение местных проблем под свою ответственность, что является главным смыслом реформы местного самоуправления.
«Открытый бюджет» позволяет местным сообществам:
- участвовать в формировании бюджетной политики на местах;
- контролировать исполнение местного бюджета;
- оценивать качество управления финансами муниципальной властью;
- вносить предложения по корректировке объемов средств, направляемых на социально-экономическое развитие территории.
Это требует от местных властей не просто раскрытия сведений о бюджетном процессе, но и большой смелости, потому что при открытом бюджете на виду у всех каждый рубль прихода в местный бюджет и каждый расходуемый рубль.
Инициатор проекта опубликовал итоговый за 2014 г. рейтинг прозрачности муниципальных бюджетов. Топ-10 из них представлен в табл. 1.
По сравнению с ежеквартальными рейтингами, результаты года впечатляют. На символическом пьедестале почета, вмещающем, как принято, трех призеров, разместились пять (!) муниципалитетов. Причем три из них на верхней ступеньке. Два муниципальных района из Кировской области и г. Набережные Челны из Республики Татарстан набрали максимальные 100 баллов по степени открытости своих бюджетов не только перед местным населением, но и любым человеком, кто пожелает узнать, за счет чего пополняется муниципальная казна и на что тратятся бюджетные деньги.
Аналитики «Открытого бюджета» отмечают также «дерзость» новичков проекта. Так, г. Кандалакша Мурманской области занял пятое место, потеснив старожилов рейтинга. А сделать это совсем непросто.
Все это свидетельства растущей зрелости практиков муниципального управления, с одной стороны, и растущей востребованности участия гражданского общества в бюджетном процессе — с другой.
Оценка уровня прозрачности муниципального бюджета проводится по нескольким десяткам критериев. Баллы начисляются, к примеру, за участие граждан в обсуждении местного бюджета, за доступность информации для населения. По такому показателю, как наглядность и доходчивость, можно получить 2,5 балла, а можно — только 1 балл. Максимальная оценка выставляется за инфографику обо всех источниках поступлений в местный бюджет и их доле в общем доходе муниципальной казны:
- о налогах с конкретными ставками по каждому налогу;
- нормативах отчислений в местный бюджет от региональных и федеральных налогов;
- межбюджетных трансфертах с пояснениями за что и на какие цели;
- неналоговых доходах, в том числе местных сборах.
Если такая информация представлена обыкновенной таблицей, то начисляется только 1 балл.
Высокий балл дает также наличие онлайн-платформы «вопросы-ответы» по бюджетному процессу.
В открытом доступе размещаются следующие бюджетные показатели в расчете на одного жителя муниципального образования (в тыс. руб.):
- объем доходов местного бюджета;
- объем расходов местного бюджета;
- объем расходов местного бюджета на:
— жилищно-коммунальное хозяйство;
— образование;
— здравоохранение;
— культуру и кинематографию;
— социальную политику;
— физическую культуру и спорт.
Муниципальные образования из топ-10 на своих официальных сайтах или специальных страницах сообщают о среднем заработке работников:
- муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- муниципальных учреждений культуры и искусства;
- муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе учителей;
- муниципальных учреждений физической культуры и спорта.
Размещаются также сведения о содержании работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя.
Обязательна информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана государственная поддержка.
Также публикуются данные о формах собственности, назначении земель, ставках и суммах уплачиваемого земельного налога с каждого участка. Сведения должны предоставляться с помощью геоинформационной системы или отсканированных карт с подробной расшифровкой.
Портал «Открытый бюджет» доступен всем
С целью осуществления гражданского контроля над эффективностью использования бюджетных средств открыт портал «Открытый бюджет». На нем сконцентрирована и представлена информация о расходах бюджетов всех уровней в таких социально значимых областях, как здравоохранение, ЖКХ, образование, транспорт, пенсии, льготы. Это позволяет знакомиться и следить за текущей ситуацией в социальной сфере не только в конкретном муниципальном образовании, но и в регионе, в состав которого он входит, а также в целом по стране. Информация представлена в доступной для каждого гражданина форме с визуализацией графического отображения.
На этом портале любой россиянин может обратиться в Комитет гражданских инициатив по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, что также является элементом общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Статистика последних обращений представлена в табл. 2.
Дальнейшее развитие портала предполагает появление вкладок, предусматривающих возможность обращения граждан в органы исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам решения насущных общественных проблем и определения наиболее приоритетных направлений расходования бюджетных средств на предстоящий период. Портал позволит периодично отслеживать выполнение поставленных перед органами власти задач и влияние объемов затраченных средств на результаты социально-экономического развития, а значит, оценивать качество управления общественными (публичными) финансами.
В разделе «Для разработчиков» скоро будут размещены:
- перечень источников данных;
- форматы обмена данными;
- информация по отдельным интеграционным модулям;
- другая полезная информация.
Разработчикам ИТ-приложений предлагается создавать собственные разработки на основе сведений «Открытого бюджета». Цель совместных действий — сделать бюджет понятным для разных категорий граждан и способствовать усилению их влияния на принятие важных решений в отношении проводимой бюджетной политики.
Таким образом, по мнению экспертов местного самоуправления, проект «Открытый бюджет» выполняет две задачи. Первая — повышение финансово-бюджетной грамотности населения. Вторая — становление подлинного гражданского общества в каждом муниципальном образовании.
Практически каждый гражданин участвует в формировании бюджетных доходов в муниципальном образовании, субъекте Федерации в государственную казну. За счет граждан в различные бюджеты поступают налоги:
- транспортный,
- имущественный,
- на доходы,
- социальный,
- земельный.
Эти средства направляются на строительство и содержание дорог, социальных учреждений, создание и поддержание социальной и инженерной инфраструктуры, на оказание услуг населению. Налогоплательщик вправе знать, насколько эффективно расходуются бюджетные деньги. Проект «Открытый бюджет» дает ему такую возможность и позволяет предложить свое решение ключевых проблем в своем муниципальном образовании, в регионе, стране.