Минюст России предложил вернуть в Арбитражный процессуальный кодекс РФ возможность пересмотра Верховным судом РФ решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях в порядке надзора в общем порядке. Сейчас такие дела пересматриваются в соответствии с порядком, установленным КоАП РФ, то есть в упрощенном порядке без вызова сторон в суд и заслушивания объяснений по доводам жалобы.
Министерство разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования порядка рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях)». Поправки направлены на устранение возникшей неопределенности при обжаловании вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях в Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) в кассационном и надзорном порядке.
Действующим законодательством предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).
При этом в связи с упразднением ВАС РФ летом прошлого года в АПК РФ и КоАП РФ были внесены изменения, устанавливающие, что вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены в порядке надзора ВС РФ (если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах) в порядке, установленном КоАП РФ (абз. 3 ч. 4 ст. 206, абз. 3 ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ, ст. 30.13 КоАП РФ). Такое обжалование (опротестование) осуществляется в упрощенном порядке: без участия сторон и заслушивания объяснений по доводам жалобы (ст. 30.12—30.19 КоАП РФ).
Помимо упрощенного порядка рассмотрения надзорных жалоб, фактически не позволявшего компании привести достаточные доводы и объяснения для снятия с себя административной ответственности, при рассмотрении жалоб в рамках КоАП РФ возникают и определенные процессуальные трудности.
Например, нормами АПК РФ предусмотрена возможность подачи документов в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в Интернете. Однако, как указал ВС РФ, обращения по делам об административных правонарушениях не могут быть поданы в ВС РФ в электронном виде, поскольку согласно ч. 4.1 ст. 30.13 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях в ВС РФ осуществляется по правилам этого Кодекса («Временный порядок подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации» (утв. Президиумом ВС РФ 05.11.2014)).
В связи с этим министерство предлагает внести изменения в АПК РФ и КоАП РФ, установив, что вступившие в законную силу решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также вынесенные арбитражными судами решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов будут пересматриваться ВС РФ в общем порядке, предусмотренном АПК РФ.