Аналитики Barclays оценивают риск выхода Греции из еврозоны как наивысший за всю историю ее пребывания в ней. Для третьего раунда выкупа греческих долгов может потребоваться 25—30 млрд евро, а госдолг Греции достигнет рекордных 185% ВВП.
Эксперты банка Barclays проанализировали, как может сказаться дефицит ликвидности на состоянии греческой экономики.
По их мнению, непосредственная цена дефолта Греции и выхода ее из еврозоны выглядит вполне терпимой, однако, если такое произойдет, под угрозой (даже если европейский валютный союз не претерпит критических изменений) окажутся сопоставимые по рискованности активы вроде государственных облигаций так называемой периферии еврозоны, то есть Португалии, Испании и даже Италии.
Однако, подчеркивают эксперты банка, сейчас просто невозможно оценить психологический эффект выхода Греции из еврозоны. До сих пор евробюрократы всех уровней повторяли как мантру, что никаких перемен в еврозоне, в философии еврозоны не может быть. Но даже в этой ситуации рынок на любые осложнения, любые намеки на несостоятельность реагировал с повышенной агрессивностью.
Что же заставляет обсуждать такое маловероятное событие, как выход Греции из еврозоны? Эксперты прежде всего указывают на минимальный прогресс на переговорах о второй программе финансовой помощи Греции, которые должны бы завершиться к концу апреля и открыть ей возможность получать жизненно необходимое краткосрочное фондирование. Сейчас греческое правительство собирает ликвидность повсюду. Например, перенаправляет на себя свободные финансовые потоки государственных структур, все расширяя их круг. Но долго такое продолжаться не может, не говоря уже о том, как это опасно для экономического будущего страны. Кстати, Греция не показывает признаков выхода из кризиса: и в последнем квартале прошлого года ВВП сократился на 0,4%, и в I квартале нынешнего, как ожидается, будут примерно такие же цифры.
Неопределенность плоха и другими последствиями. Возможно, главное из них — греки и греческие компании продолжают забирать деньги из банков. Из-за этого возникает сомнение в том, что банки вообще устоят (добавим сюда стабильные 30% необслуживаемых кредитов, чтобы было понятно, каково сейчас банкам). Снижаются налоговые поступления и нет надежд на их скорое восстановление. Разумеется, это ставит под угрозу экономическую перспективу страны в целом; наконец, это может, и внезапно, создать кризис ликвидности не только для банков, но и для греческого казначейства, а это близко к катастрофе.