Повседневные потребительские расходы в марте 2015 г. выросли на 15,8% по сравнению с февралем текущего года и на 13% по сравнению с январем. Основным драйвером роста стала новая тенденция в поведении покупателей — потребители начали посещать большее количество магазинов в поисках лучших ценовых предложений.
По данным исследовательского холдинга «Ромир», в марте 2015 г. повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 15,8% относительно февраля. Второй месяц текущего года, напомним, показал себя беспрецедентно провальным — относительно января номинальные расходы жителей российских городов снизились на 2,5%, что с учетом инфляции выливалось в реальное сокращение почти на 5%.
В марте же расходы резко выросли. И даже официальная инфляция за март, которую Росстат рассчитал в размере 1,2%, не может испортить картину. Главным объяснением роста повседневных расходов, по мнению аналитиков, стал перелом тренда текущего кризиса, когда в стремлении экономить потребители старались просто-напросто меньше ходить в магазины, чтобы меньше тратить. В течение всего 2014 г. фиксировалась тенденция к сокращению числа посещаемых магазинов во всех типах каналов. С учетом того, что средний чек относительно февраля практически не изменился, а расходы существенно возросли, напрашивается вывод, что россияне стали посещать большее количество магазинов. Попытки экономить через поиски лучших ценовых предложений привели покупателей к повышенным тратам, возможно, безотчетным.
Возможно, рост повседневных расходов также можно объяснить с психологической точки зрения. Резкое подорожание привычных продуктов поначалу ставит потребителей в ступор. Они начинают экономить или вообще отказываться от товара. Но через месяц-другой происходит адаптация к новым ценам.
Это подтверждается и тем фактом, что доля расходов на продукты питания в общей корзине в марте возросла до 60%, тогда как в феврале этот показатель равнялся 55%, а в январе — 52%. Если в первые месяцы года эксперты делали вывод о том, что россияне запасаются непродовольственными товарами длительного хранения, то по итогам марта говорят о более активных покупках продуктов.
Возможно, создаются новые запасы продуктов, которые были куплены в конце прошлого года, но уже употреблены к концу I квартала.