Представители молочной отрасли выступили с предложением ввести коридор минимальной и максимальной цены на молоко в связи с прогнозируемым резким снижением стоимости сырья на ферме. По их мнению, чрезмерное падение цены с одновременным ростом себестоимости приведет к сокращению поголовья и уровня производства молока. Вместе с тем давление на отечественных производителей оказывает затянувшийся спор по бонусным выплатам в рознице, а также рост импорта пальмового масла и продуктов с низким содержанием лактозы.
По материалам ФТС России (без учета данных о торговле с Республиками Беларусь и Казахстан), с 1 января по 22 марта 2015 г. импортировано 10 800 т молочной продукции (–91,6% к аналогичному периоду 2014 г.), в том числе молока — 1600 т (–91,3%), сыра и творога — 5500 т (–91,8%), масла сливочного — 2200 т (–91,1%), сыворотки — 1500 т (–83,5%). Импорт указанных товаров в стоимостном выражении составил 45,2 млн долл. (–91,8% к 2014 г.), в том числе молока — 5,5 млн долл. (–90,0%), сыра и творога — 28,7 млн долл. (–92,0%), масла сливочного — 9,0 млн долл. (–92,3%), сыворотки — 2,0 млн долл. (–86,1%).
Себестоимость молока резко возросла
Сокращение заграничных поставок создает хорошую почву для импортозамещения, однако осуществить прорыв отечественным компаниям мешают проблемы в экономике. По данным Национального союза производителей молока «Союзмолоко», себестоимость производства молока в результате произошедшей девальвации рубля и значительного роста ставок по кредитам увеличилась на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года, что привело к росту цен на готовую молочную продукцию и падению спроса. Участники рынка считают, что резкое снижение закупочных цен с текущего момента до конца периода «большого молока» приведет по итогам 2015 г. к снижению поголовья, сокращению продуктивности и снижению объемов производства до 1 млн т.
Ситуация на молочном рынке озаботила чиновников. Чтобы обсудить предложения по стабилизации ценовой ситуации на российском рынке молока и молочной продукции, эксперты и отраслевые чиновники собрались в стенах Минсельхоза России 9 апреля. «Прежде всего, мы сочли разумным в реалиях сегодняшнего дня предложить фиксацию минимально допустимой цены за литр сырого молока», — рассказал
на встрече член аграрного Комитета Госдумы, лидер Молочного союза России Аркадий Пономарев.
Он пояснил, что сезон «большого молока» всегда был стрессовым периодом для производителей, особенно среднего и мелкого звена. К концу весны сырья предостаточно. Переработчикам нецелесообразно вести закупки по зимним ценам. К тому же летом на «молочку» традиционно падает спрос. Понятно, что неизменно дорогая себестоимость производства не позволяла определенной части аграриев совладать с волатильностью цены на сырье. В нынешних величинах валютных курсов влияние этого фактора значительно усилилось.
Одна из альтернативных мер, которая поможет нивелировать негативные тенденции, — проведение товарных интервенций во время пика предложения на рынке.
Также, по мнению участников встречи, своего разрешения требует затянувшийся спор по бонусным выплатам в рознице. «У поставщиков молочной продукции эти расходы, по оценочным данным, достигают 50—70 млрд руб. в год, — конкретизировал А. Пономарев. — Если мы сюда добавим сборы с хлебопеков, то это еще примерно такой же объем средств. В совокупности — почти бюджет всего сельского хозяйства… Что ж получается: с одной стороны, государство вроде и стимулирует предприятия АПК, а с другой — закрывает глаза на произвол ретейла. Прикрываясь действующей редакцией Закона о торговле, он оттягивает эти субсидии в свой карман. Неудивительно, что все предлагаемые производителями законодательные инициативы воспринимаются торговым корпусом буквально в штыки. Здесь не помешает активная поддержка Минсельхоза».
Директор Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России Владимир Лабинов заверил, что министерство уже работает в этом направлении. «Мы видим, что темпы прироста отпускных цен в рознице по всем видам продуктов выше аналогичного прироста у сельхозтоваропроизводителей. В короткий срок это малозаметно, но при отдаленном рассмотрении тенденция именно такая», — отметил чиновник.
Европейские сыры обходят санкции
Серьезное давление на отечественных производителей, по мнению участников встречи, продолжает оказывать поступающая под видом безлактозных сыров санкционная продукция из Европы. В России нет четких критериев, по которым сыр можно назвать безлактозным. Он сам по себе считается таковым из-за малого содержания этого компонента. Этой лазейкой активно пользуются желающие обойти эмбарго. По данным ФТС России, с 2013 г. объем таких поставок возрос в 7,5 раз: с 2600 т в 2013 г. до 19 500 т в 2014 г.
Чтобы убрать прореху, В. Лабинов предложил отказаться от импорта безлактозных продуктов или оставить разрешение на ввоз только для питьевого молока. Участники встречи говорили о том, что удовлетворить спрос россиян на эту категорию продуктов могут и отечественные предприятия. «Думаю, если такая продукция у нас востребована, то большого ума не надо, чтобы воспроизвести ее в России. Это может сделать любое среднее отечественное предприятие. И это уже пора делать, — заявил А. Пономарев. — Думать о том, что мы зависим в этом от импорта — неверно».
В то же время, по данным компании Valio, производство безлактозного молока требует наличия высокотехнологичного оборудования, специальной технологии и серьезных инвестиций: разработка нового продукта по безлактозной рецептуре при наличии патента может занимать срок от нескольких месяцев до нескольких лет. Финский производитель пояснил, что самый распространенный способ получения низколактозного продукта — добавление фермента лактазы. Однако такая продукция обычно содержит около 1% лактозы (в 100 раз больше, чем в безлактозном молоке) и рискованна для употребления людьми с выраженными признаками и симптомами непереносимости.
Еще одна проблема, на которой заострили внимание эксперты, — рост поставок пальмового масла. По данным ФТС России, за два месяца текущего года его импорт возрос на 25,2% в сравнении с аналогичным периодом 2014 г. Такая динамика настораживает экспертов — она не только свидетельствует об увеличении на полках количества легальной молокоподобной продукции, но и грозит ростом молочного фальсификата. «Союзмолоко» предложил ввести квоты на поставки этого вида растительного сырья в Россию.
Средняя цена на сырое молоко начала снижаться. Согласно данным, предоставленным региональными органами управления АПК, средняя цена сырого молока 1-го сорта базисной жирности (без НДС, на ферме) в РФ по состоянию на 30 марта 2015 г. составила 19,93 руб. Себестоимость производства, по данным «Союзмолока», на новых фермах составляет 23—24 руб. за литр, на старых фермах — 16—17 руб. за литр.
Производство молочной продукции (с начала года по 1 марта), тыс. т
Производственные показатели |
2014 |
2015 |
Изменения, % |
---|---|---|---|
Сыры и продукты сырные |
64,5 |
85,7 |
+32,8 |
Масло сливочное |
32,4 |
35,7 |
+10 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), в том числе: |
1867,8 |
1880,5 |
+0,7 |
- кефир |
180,0 |
180,2 |
+0,1 |
- сметана |
88,5 |
89,2 |
+0,7 |
- творог |
60,9 |
66,9 |
+9,7 |
Молоко в твердых формах |
12,7 |
10,6 |
–17,0 |
Сыворотка |
75,8 |
90,5 |
+19,4 |
Источник: Росстат |
К сведению
Российские ретейлеры заморозили цены на 56 потребительских товаров
Это следует из таблицы, которую опубликовала Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
По данным ФАС России, торговые сети установили в разных регионах неодинаковые цены и заморозили их на различные продукты. В их число попали свинина, курица, мороженая рыба, пельмени, молоко, масло, яйца, гречка, хлеб, зеленый чай, плавленый сыр, соль, шоколад, сок, рис, макароны, кофе, вино, яблоки, картофель и т.д. Кроме пищевых продуктов, в этот список попали также туалетная бумага, мыло и зубная паста.
Напомним, что решение заморозить цены сроком на два месяца торговые сети — члены Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) приняли в конце февраля. Инициативу ассоциации поддержали торговые сети: «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Ашан», «Дикси», METRO Cash & Carry, «О’Кей», «Глобус», «Билла», «Зельгрос», «Вестер», интернет-гипермаркет «Утконос». Каждая торговая сеть самостоятельно определила состав корзины замороженных цен, приняв за основу перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530.
Члены АКОРТ, поддержавшие инициативу, уверены, что их действия помогут стабилизировать ситуацию на рынке продовольственных товаров в интересах населения и подтвердить социально ответственную позицию, которую сегодня занимают в условиях ценовой неустойчивости ведущие игроки рынка
Фиксируя цену, ретейлеры пообещали не допускать повышения розничной стоимости, но снижать цены в случае снижения закупочной стоимости.