Вступившие в силу 1 сентября прошлого года поправки в положения ГК РФ о юридических лицах, как оказалось теперь, поставили в затруднительное положение некоторые некоммерческие компании. В частности, товарищества собственников жилья оказались «за бортом» закрытого перечня организационно-правовых форм, установленного в Кодексе. Группа депутатов Госдумы во главе с Павлом Крашенинниковым предложила исправить положение, осуществив работу над законодательными ошибками.
До 1 сентября 2014 г. п. 3 ст. 50 предусматривал для некоммерческих организаций открытый перечень организационно-правовых форм. Помимо прямо поименованных в Кодексе потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, некоммерческие компании можно было создавать в организационно-правовых формах, предусмотренных в специальных законах и в ГК РФ не поименованных (например, общества взаимного страхования, торгово-промышленные палаты, саморегулируемые организации и др.).
Некоммерческие компании загнали в строгие рамки
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 сентября 2014 г. перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации (НКО), стал закрытым, включив в себя 11 позиций (см. также «ЭЖ», 2015, № 09, с. 07, № 10, с. 05):
- потребительские кооперативы (в том числе жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
- общественные организации (в том числе политические партии, профсоюзы, общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);
- ассоциации (союзы) (в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты);
- товариществ собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья);
- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- фонды (в том числе общественные и благотворительные фонды);
- учреждения (в том числе госучреждения, муниципальные учреждения и частные учреждения);
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании.
Иные организационно-правовые формы, помимо перечисленных выше, для НКО, создаваемых после 1 сентября 2014 г., теперь недоступны. Для тех организаций, которые были созданы до 1 сентября 2014 г., при первом изменении учредительных документов обязательна перерегистрация — приведение документов в соответствие с ГК РФ.
Поправки в закон выбили почву из-под ног ТСЖ
Несмотря на возможность так называемой перерегистрации, введение закрытого перечня форм некоммерческих компаний лишило некоторые из них возможности осуществлять свою деятельность или просто получать какие-либо льготы, предусмотренные для них законом.
Например, исходя из буквального толкования п. 3 ст. 50 ГК РФ, такой организационной-правовой формы, как товарищество собственников жилья, в законе больше нет. ТСЖ превратились в разновидность товариществ собственников недвижимости. В связи с этим регистрирующие органы стали массово отказывать заявителям в госрегистрации ТСЖ — их необходимо регистрировать в форме ТСН.
Правда, как видно из решения ФНС России от 30.01.2015 (опубликовано на сайте www.nalog.ru), регистрирующие органы могут и признать установленные в специальных законах привычные организационно-правовые формы некоммерческих организаций по управлению недвижимостью как разновидность товариществ собственников недвижимости. Однако данное решение — единичное, и является не нормативным, а только правоприменительным актом. Потому решить проблему в корне не может.
Понятия ТСН и ТСЖ не однозначны. Очевидно, что к собственникам недвижимости могут относиться не только собственники помещений, скажем, в многоквартирных домах. Более конкретным примером «несоответствия» может служить, например, п. 29 ч. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно этой норме НДС не облагается реализация коммунальных услуг, предоставляемых товариществами собственников жилья при условии приобретения коммунальных услуг данными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. О товариществах собственников недвижимости в этой статье речи не идет, соответственно, им придется включить НДС в стоимость коммунальных услуг, а собственникам — заплатить больше.
Похожие проблемы из-за внесенных поправок возникают и у потребительских кооперативов, общественных организаций, к которым относятся профсоюзы), ассоциаций (союзов), в число которых теперь включены торгово-промышленные, нотариальные, адвокатские палаты, саморегулируемые организации и др.
Отдельные формы некоммерческих компаний должны регулироваться спецзаконами
В связи с выявленными изъянами формулировок обновленного ГК РФ группа депутатов во главе с председателем Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П. Крашенинниковым внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект № 766233-6. Предлагается в специальные законы, регулирующие деятельность отдельных типов НКО, внести специальную оговорку о том, что такие законы определяют особенности гражданско-правового положения видов и типов определенных организационно-правовых форм со ссылкой на п. 4 ст. 49 ГК РФ, где такая возможность как раз предусмотрена. А для ТСЖ в ЖК РФ специально должно быть внесено уточнение о том, что ТСЖ является видом ТСН. Вступить в силу закон должен будет с момента официального опубликования.