Евгений Миронов и Юрий Башмет продолжили цикл «Признание в любви» фонда «Артист» благотворительным концертом «Посвящение». На сцене Московского международного дома музыки 24 апреля учащиеся курса Дмитрия Брусникина (Школа-студия МХАТ) покажут концертное действо по пьесе Хайнера Мюллера «Волоколамское шоссе».
Постановщиком концерта в Доме музыки стала режиссёр МХТ имени Чехова Марина Брусникина. В «Посвящении» примут участие Е. Миронов, Ю. Башмет и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Все средства, собранные от продажи билетов, будут направлены на программу необходимой помощи ветеранам — деятелям искусства.
Свою пьесу Мюллер написал после знакомства с одноименной повестью Александра Бека, прошедшего всю войну в качестве военного корреспондента. Сюжет «Волоколамского шоссе» рассказывает о батальоне панфиловской дивизии, попавшем в октябре 1941 г. под Волоколамском в окружение. Главным рассказчиком выступает командир батальона Баурджан Момыш-Улы. Его рассказ — хроника оборонительных боёв под Москвой.
О «Волоколамском шоссе» Х. Мюллер писал, что оно построено по принципу «Маленьких трагедий» Пушкина, где в каждом из четырёх произведений так или иначе разрабатывается главный мотив.
Первые два фрагмента из «Волоколамского шоссе» в постановке Т. Кюннель были показаны в 2011 г. в Театре поколений в рамках Фестиваля Хайнера Мюллера в Петербурге. Незадолго до премьеры его пьесы «Волоколамское шоссе» в Германии один берлинский пастор поставил ту же пьесу нелегально, в своей церкви — актёрами были прихожане, в основном подростки.
Два года назад состоялся последний показ пьесы «Волоколамское шоссе» (Wolokolamsker Chaussee) на сцене ганноверского театра Schauspiel Hannover. Спектакль появился в репертуаре театра в 2009 г. и четыре года шёл при полных аншлагах. По версии автора, история ГДР началась осенью 1941 г. на Волоколамском шоссе, за 2000 км от Берлина и всего в 120 км от Москвы, с отчаянной попытки советских солдат остановить наступление вермахта. Заканчивается она не менее отчаянной попыткой отца помешать отъезду своего сына на Запад. Через пять независимых друг от друга историй драматург Х. Мюллер пытается ответить на вопрос, на какие жертвы готов пойти человек ради достижения своей цели. И не компрометирует ли каждая последующая жертва ту самую цель, ради которой она и приносится.
Имя Х. Мюллера стало известным мировой драматургии более 40 лет назад. Пьесы опального гэдээровского драматурга начали ставить на многих сценах мира. В результате этого правительство ГДР выдало драматургу бессрочный загранпаспорт. Х. Мюллер на протяжении многих лет оставался руководителем театра «Берлинский ансамбль». Когда 30 декабря 1995 г. Мюллер умер, актёры его театра несколько дней, сменяя друг друга, безостановочно читали в фойе перед многочисленными зрителями его произведения. Задолго до этого беспримерного случая Мюллер подписал петицию против изгнания из страны певца Вольфа Бирмана, стал гуру молодых немецких писателей-диссидентов, которым старался помочь и в публикации их работ. В России творчество Мюллера было практически неизвестно, хотя сам он неоднократно приезжал сюда и демонстрировал свою вовлечённость в литературный процесс. В своих пьесах драматург нередко перерабатывал сюжеты русской литературы. Так, пьеса «Цемент» была написана по мотивам одноименного романа Гладкова, «Маузер» — по мотивам романов Шолохова и рассказа Бабеля, трагедия «Владимир Маяковский» создана по тексту Маяковского.
Важный вклад в освоение драматургии Мюллера в России принадлежит Алле Демидовой, которая под влиянием Теодороса Терзопулоса — ученика самого Мюллера отважилась в январе 1993-го сыграть на малой сцене Таганки в спектакле по пьесе Мюллера «Квартет». Она же в 1996 г. была задействована в «Медее» того же режиссёра, с художественным решением Сергея Параджанова. В 2001 г. к этой пьесе вернулся Анатолий Васильев. По прошествии восьми лет к драматургии Мюллера обратился Кирилл Серебренников с перформансом «Гамлет-машина» в МХТ. В 2010 г. в Санкт-Петербурге в Театре поколений при поддержке Немецкого культурного центра им. И.В. Гёте прошел целый Фестиваль Хайнера Мюллера, включивший читку «Квартета» и нескольких одноактных пьес.
Постановка «Волоколамского шоссе» понятна накануне праздника победы. Но и без привязки к конкретным датам творчество Мюллера остаётся актуальным и обещает таким быть ещё долго, хотя в своё время он не получил Нобелевскую премию потому, как считают многие искусствоведы, что был обвинен в связях со Штази. Однако автор всю жизнь исследовал тот мир, в котором жил, — тоталитаризм, будь он гитлеровский, сталинский или от их последователей. Эти изыскания востребованы и сегодня большой частью художников и публики, которая скорбно наблюдает преемственность тоталитарных режимов.