Стратегии экономии, используемые потребителями в кризис 2015 г., имеют не так много отличий от поведения россиян в 2009 г. В то же время социально-политическая ситуация в России сегодня совершенно иная, что сказывается на отношении россиян к этому кризису и их чувствительности к тяготам настоящего периода, показывают результаты исследования GfK.
Согласно данным GfK о покупках товаров повседневного спроса в России, ключевыми изменениями в поведении россиян, так же как и в прошлый кризис, стали рациональность выбора, отказ от импульсных покупок, переключение на дешевый сегмент и экономичные упаковки, а также уход в экономформаты торговли — дискаунтеры и супермаркеты.
«Исследования GfK показывают, что, с одной стороны, ожидания россиян пессимистичны, и они готовы к длительному периоду экономии. С другой стороны, наблюдается консолидация населения вокруг власти и рост доверия к различным институтам. Это важный фактор успеха для возобновления экономического развития», — отметил генеральный директор компании GfK в России Александр Демидов, комментируя результаты исследования.
По его данным, в 2015 г. россияне демонстрируют более высокий уровень доверия к антикризисным действиям правительства. 42% опрошенных в 2015 г. говорят, что поддерживают антикризисные действия правительства, — против 24% в 2009 г. Кроме того, 86% участников исследования поддерживают текущий курс развития России.
В целом за последние 15 лет доверие россиян к институтам власти и общества выросло, в том числе к президенту страны, армии и правительству.
Изменилось и отношение россиян к себе и к миру. Опрос GfK 2015 г. показал, что самыми привлекательными странами для россиян являются Россия (80% в 2015 г., 68% в 1998 г.), Беларусь (47% в 2015 г.), Швейцария (46% в 2015 г., 60% в 1998 г.) и Италия (44% в 2015 г., 57% в 1998 г.).
В 1998 г. рейтинг «стран мечты» россиян возглавляли (кроме самой России) Франция (67%), США (63%) и Великобритания (56%). В 2015 г. доля россиян, оценивших Францию и Великобританию как привлекательные для себя, сократилась практически вдвое. Самое значительное снижение привлекательности произошло в отношении США — почти в четыре раза (с 63% в 1998 г. до 14% в 2015 г.).