21 апреля 2015 г. опубликован очередной закон, который призван помочь бизнесу экономить время и деньги. Закон подготовлен с целью реализации дорожной карты (плана) «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» (утв. распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 № 953-р). Одним из разделов плана предусмотрено, в частности, введение запрета требовать копии учредительных документов от юридических лиц при взаимодействии бизнеса с органами государственной власти и органами местного самоуправления для сокращения организационных и финансовых затрат бизнеса (административных издержек).
Федеральный закон от 20.04.2015 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций» (далее — Закон № 102-ФЗ) направлен на уменьшение объема административных издержек бизнеса. Под такими издержками в контексте упомянутой дорожной карты и Закона № 102-ФЗ понимаются такие затраты бизнеса, которые связаны с обеспечением требований закона по представлению в органы государственной власти документов, содержащих информацию о компании. Речь идет не только о финансах (хотя и о них, безусловно, тоже), но и о затратах на сбор, обработку, хранение и представление документов и сведений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, которые несут компании и индивидуальные предприниматели.
Новый закон продолжает сокращать перечень представляемых документов
Закон № 102-ФЗ вносит изменения в ряд федеральных законов, которые содержат требования о представлении учредительных документов, выписок из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и некоторых других документов в различных ситуациях взаимодействия бизнеса с госструктурами. Он исключает обязанность об обязательном представлении этих документов, заменяя ее аналогичным правом заявителя. При этом уточняется, что при непредставлении этих документов со стороны бизнеса орган государственной власти или местного самоуправления, в который обратился предприниматель или компания, самостоятельно запросит эти сведения, напрямую обратившись в нужное ведомство (например, в налоговую инспекцию).
Дело в том, что при ведении бизнеса возникает множество ситуаций, когда компании или ИП обязаны представлять учредительные документы, их нотариальные копии, выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Далеко не всегда эти требования обоснованы: зачастую их наличие в нормативном правовом акте является избыточным. В большинстве случаев в них нет необходимости. Во-первых, в этих документах чаще всего нет каких-либо сведений, действительно значимых для оказания госуслуг или выполнения соответствующих государственных функций. Во-вторых, информация в этих документах дублируется со сведениями из ЕГРЮЛ, которые государственные органы могут получить путем использования системы межведомственного электронного взаимодействия.
В связи с этим было предложено внести изменения в отдельные законодательные акты, направленные на сокращение требований о представлении бизнесменами отдельных документов и сведений.
Принятие этого закона не является первым шагом в минимизации перечня представляемых документов. Он является логичным продолжением уже давно ведущейся работы. Например, с 2012 г. не требуется представление документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление госуслуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Но поскольку в ряде актов требования о представлении выписок и иных документов сохранились, работу продолжили. Также при предоставлении услуг по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи не допускается требовать документы и информацию, которые находятся в распоряжении самого лицензирующего органа или иных госорганов (п. 45 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 27.12.2011 № 357).
Больше всего изменений в сфере земельных и таможенных отношений
Самые масштабные изменения связаны с исключением обязанности представлять выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и учредительные документы.
В ЗК РФ изменения касаются двух ситуаций — проведения аукциона на продажу или предоставления права аренды в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также перевода земель или земельных участков из одной категории в другую. Так, согласно ранее действующей редакции п. 3 ст. 39.12 ЗК РФ организатор аукциона в отношении заявителей — компаний (ИП) запрашивал сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в регистрирующем органе. Согласно новой редакции организатор будет запрашивать эти сведения в налоговой с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» сейчас предусматривает, что для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимы в том числе выписки из ЕГРИП либо ЕГРЮЛ. В соответствии с новой редакцией, введенной Законом № 102-ФЗ, эти документы запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило их. Раньше такой возможности не было.
Кроме того, выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) исключены из перечня документов, которые требуется представлять юридическим лицам и ИП для участия в аукционе на право заключения договора о развитии застроенной территории (ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ в редакции Закона № 102-ФЗ). Если заявитель их представил, организатор аукциона запрашивает эти сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Аналогичная система будет работать, когда инициатор создания искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, подает заявление о создании искусственного земельного участка.
В сфере таможенного регулирования сокращен перечень документов, прилагаемых к заявлениям: о включении в реестр таможенных представителей, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов.
Так, когда Закон № 102-ФЗ вступит в силу, при подаче этих заявлений не нужно будет представлять учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о заявителе в ЕГРЮЛ. Аналогично уже описанному способу указано, что последний документ заявитель вправе представить сам, однако если он этого не сделал, таможенный орган самостоятельно запрашивает сведения с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия.
Отмена требований о представлении документов коснулась не только выписок из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и учредительных документов, но и некоторых других. Предусмотрено, что вместо представления документов можно указывать их регистрационные номера. В частности, в следующих ситуациях. Первая: органы государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования будут вправе требовать от изготовителя предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов или их копий) либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия (абз. 2 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Вторая: правило о том, что в целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами, а также сертификаты, паспорта качества, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, дополнено оговоркой, согласно которой вместо этого можно указать в транспортной накладной регистрационные номера этих документов, при условии что сведения о них содержатся в государственных информационных системах (ч. 4 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).
Безусловно, перечень внесенных изменений не такой широкий, каким мог бы быть. Частично это объясняется тем, что требования о представлении выписок и иных документов не стали исключать в отношении таких ситуаций, когда:
- положения нормативных правовых актов распространяются на незначительное число случаев (менее 100 в течение года) представления таких документов;
- положения нормативных правовых актов, устанавливающие требования по представлению выписок, являются обоснованными, а их представление невозможно заменить получением таких сведений через систему электронного межведомственного документооборота. Об этом сказано в пояснительной записке к проекту этого закона.
Закон вступает в силу (по истечении 180 дней с момента официального опубликования).