Уровень счастья у жителей России в последние несколько месяцев повысился. По данным исследователей из ВЦИОМ, счастливыми себя ощущают сегодня 80% россиян. В конце прошлого года, счастливы были лишь 76% жителей страны.
Уровень счастья 37% респондентов повышало благополучие в семье. 18% делали счастливыми дети и внуки. 12% радовало здоровье. Также среди основных причин счастья оказались интересная работа и учёба, любовь, поддержка друзей, достаток и наличие жилплощади. Позитивнее всего были настроены обеспеченные люди (95%), респонденты с высшим образованием (86%) и молодёжь (85—86% опрошенных в возрасте от 18 до 34 лет).Около 46% участников опроса окружали люди, довольные жизнью. Несчастливыми себя назвали 16% опрошенных. Радоваться жизни людям мешали финансовые проблемы, старость, болезни, отсутствие хорошей работы, одиночество, рост цен и отсутствие жилья. Несчастных людей было больше в окружении 13% россиян, из которых 35% сообщили, что среди их знакомых и близких примерно равное количество счастливых и несчастных людей.
Фелисия Хапперт и Тимоти Соу из Кембриджского университета разработали свою систему измерения уровня счастья и измерили его в 23 европейских странах из 44. Они опросили более 2000 человек в каждой из стран, чтобы установить, насколько их жители считают себя счастливыми. Учёные определяли уровень счастья на основании критериев, почти полностью совпадающих с формулой счастья: вовлечённость, смысл, самооценка, психическая устойчивость, хорошие отношения с людьми. В списке кембриджских учёных Россия по уровню счастья заняла последнее место…
Вопросом «что такое счастье?» уже несколько десятков лет занимается наука под названием «позитивная психология». Учёные вывели формулу счастья и разработали методики и упражнения, позволяющие любому человеку стать счастливым. Самое полное объяснение результатов исследований даётся в книге основателя позитивной психологии Мартина Селигмана «Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия», недавно переведённой на русский язык. Под формулой счастья понимается научная формула, разработанная в результате продолжительных клинических исследований.
«Моим книгам можно доверять, потому что они, в отличие от популярной психологии и многочисленной литературы по самосовершенствованию, основаны на научных данных, — утверждает Мартин Селигман. — Согласно первоначальной теории, счастье можно разложить на три составляющие, которые ценны сами по себе: положительные эмоции, вовлечённость и смысл. И описать или измерить каждую из них проще, чем счастье.
Первая составляющая — положительные эмоции, то, что мы чувствуем: удовольствие, восторг, наслаждение, теплота, комфорт и т.п. Удовольствия могут быть главным в жизни.
Вторая составляющая — вовлечённость, или поток: всё отходит на второй план, время останавливается, и вы самозабвенно занимаетесь тем, что поглощает вас целиком. Стремление к этому я называю жизнью-участием. Вовлечённость и положительные эмоции не совпадают, даже исключают друг друга, потому что, если спросить тех, кто находится в состоянии потока, о чём они думают и что они чувствуют, они, скорее всего, ответят: „Ничего“. Я считаю, что сосредоточенность, которой требует поток, задействует все когнитивные и эмоциональные ресурсы, без чего невозможны мысль и чувство.
Есть ещё третья составляющая счастья — смысл. Я испытываю ощущение потока, играя в бридж, но, глядя в зеркало после долгого турнира, чувствую себя неуютно от того, что просто убиваю время. Стремление к вовлечённости и стремление к удовольствию часто воплощаются в отдельных, не связанных друг с другом поступках. Человеку непременно нужны смысл жизни и цель. Жизнь, наполненная смыслом, предполагает принадлежность к чему-то большему и служение ему. Для этого человечество создает институты (религия, политические партии, движение зелёных, скаутская организация, семья)».
Далее Селигман дополняет эту формулу ещё двумя составляющими — достижения и хорошие отношения с людьми.
Впрочем, критерии оценки состояния счастья в разных странах существенно отличаются друг от друга. Социологи опросили 2000 жителей Великобритании на предмет того, что могло бы повысить уровень их счастья. На первом месте оказалось свежее постельное бельё. Его респонденты упоминали чаще всего. Второе место заняло ощущение на лице тепла от солнечных лучей. На третьем месте расположились благодарность от кого-либо или добрый поступок, совершённый незнакомцем. Далее следовали желания случайно найти деньги и побыть в одиночестве. Также в десятку вошли долгий и безудержный смех, время, проведённое на своём любимом диване, недавно испечённый хлеб, возможность сделать что-то для других людей и ощущение чистоты и свежести после посещения душа. Так, судя по всему, людей делают счастливыми приятные мелочи. Результаты другого социологического опроса показали, что британцы слишком редко чувствуют себя счастливыми. Лишь каждый восьмой человек испытывал положительные эмоции чаще одного раза в месяц, а 20% опрошенных пожаловались на отсутствие вдохновения.
По словам психолога Пола Фрэнклина, большинство людей знают, как им стать счастливыми. При этом они всё равно крайне редко испытывают позитивные эмоции. Пол Фрэнклин советует работать над уровнем своего счастья. Это, согласно результатам опроса, не требует особых усилий и обстоятельств.
Хорошее образование позволяет человеку претендовать на высокую зарплату, но оно не сделает его счастливее. Серьёзный экономический кризис, с которым многие страны столкнулись за последнее десятилетие, не помешал пропаганде здорового образа жизни. По мнению специалистов, повышение качества жизни молодых людей связано с изменением моды, поведенческих норм и общественных ценностей. Как показало новое исследование, социально-экономические факторы нередко связывают с психическим здоровьем, а это в теории связано с благополучием. Университет Варвика предположил: если образование связано с психическим здоровьем, то хорошее образование должно было бы благотворно влиять на самоощущение человека. На практике всё по-другому. Учёные проверили факторы, связанные с хорошим психологическим состоянием, — уровень образования и финансы.
Оказалось, уровень образования никак не влиял на самоощущение. То есть образование не помогало людям чувствовать себя лучше и лучше функционировать в обществе. А данные показатели критически важны для ощущения счастья. Хорошее образование, напротив, может привести к психическим проблемам. Если у человека уровень образования выше, чем того требует работа, то он обязательно столкнётся с депрессией. Это показало исследование более 16 000 человек.
Итак, причина депрессии скрывается в том, что подобная работа не кажется интересной для человека с очень хорошим образованием. Он просто не использует полученные навыки, говорится в отчёте Гентского университета. Как показал опрос, такие люди чаще трудились на непрестижной работе и полагались на других, ища у них поддержки.