В I квартале 2015 г. выдача новых автокредитов сократилась на 74,1% по сравнению с I кварталом 2014 г. Об этом говорится в пресс-релизе ОАО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ).
Генеральный директор НБКИ Александр Викулин комментирует: «Автокредитование страдает наиболее сильно от нестабильности экономической ситуации в стране. Мы надеемся, что программы государственной поддержки автокредитования смогут выровнять ситуацию, и финансовый сектор, как и прежде, будет способствовать развитию автомобильной отрасли».
Сами продажи новых автомобилей упали не так сильно: за I квартал 2015 г. продано 275 400 шт., что на 50,4% меньше, чем годом ранее. Соответственно, доля новых автомобилей, проданных в кредит в I квартале 2015 г., составила 20,1%, что в два раза меньше показателя годичной давности. «Стагнация продаж в I квартале стала следствием общеэкономического положения в стране, — пояснил Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства „Автостат“. — Автокредитование является важным инструментом поддержки автомобильной отрасли, и мы ожидаем активизации банков в связи с принятием государственной программы».
По данным НБКИ, в I квартале 2015 г. продолжилось снижение темпов выдачи розничных кредитов в целом. На 1 апреля 2015 г. суммарная задолженность россиян перед кредиторами сократилась на 6,52% по сравнению с 1 января 2015 г.
Аналитики напомнили, что снижение темпов кредитования шло весь 2014 г., и это было связано с более тщательным подходом к оценке рисков, вызванным снижением кредитного здоровья розничных заемщиков. За период с 1 апреля 2014 г. по 1 апреля 2015 г. объемы портфеля розничных кредитов россиян сократились на 4,27%. В последние месяцы дополнительное напряжение на рынке розничного кредитования создают высокая учетная ставка Банка России и рост процентных ставок по банковским кредитам. Все это снизило привлекательность кредитов для населения. В итоге темпы выдачи розничных кредитов сократились на 40—70% в зависимости от кредитного продукта.
Динамика выдач новых автокредитов
Период |
Выдачи (тыс. шт.) |
% изм. (год к году) |
---|---|---|
I квартал 2014 г. |
194,1 |
–10,1 |
II квартал 2014 г. |
205,7 |
–23,0 |
III квартал 2014 г. |
206,1 |
–27,9 |
IV квартал 2014 г. |
217,5 |
–25,2 |
I квартал 2015 г. |
50,3 |
–74,1 |
ИСТОЧНИК: НБКИ по данным 3000 кредиторов за исключением ОАО «Сбербанк России» |
Динамика продаж легковых автомобилей
Период |
Продажи (тыс. шт.) |
% изм. (год к году) |
---|---|---|
I квартал 2014 г. |
555,5 |
1,33 |
II квартал 2014 г. |
553,3 |
–17,48 |
III квартал 2014 г. |
524,3 |
–18,33 |
IV квартал 2014 г. |
704,4 |
4,28 |
I квартал 2015 г. |
275,4 |
–50,4 |
ИСТОЧНИК: АА «Автостат» |
Динамика доли автомобилей, продаваемых в кредит
Период |
Доля, в % |
Изм. год к году, в п.п. |
---|---|---|
2013 г. |
48,0 |
|
I квартал 2014 г. |
40,2 |
–5,1 |
II квартал 2014 г. |
42,7 |
–3,1 |
III квартал 2014 г. |
45,2 |
–5,9 |
IV квартал 2014 г. |
35,5 |
–14,0 |
2014 г. |
40,5 |
–7,5 |
I квартал 2015 г. |
20,1 |
–20,1 |
ИСТОЧНИК: расчеты НБКИ и АА «Автостат» |