Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета законодателей в Петербурге объяснил, в чем причины нынешних трудностей, и рассказал, как жить дальше. Причины не только внешние, они и в том, что слишком много денег работники получают за свой труд. Успешно преодолевая навязываемые стране сложности, впредь, получается, экономическая политика будет нацелена на снижение заработков, чему исправно служит, к примеру, девальвация национальной валюты.
Глава государства сказал (цитата по «Финмаркету»): «Что касается преодоления кризисных явлений в российской экономике: нам для того, чтобы определиться, что делать, нужно понять причины… Причины — они и внешние, конечно, но, прежде всего, внутренние». Затем В. Путин заговорил про зарплаты, про то, что государство справедливо стремилось опережающим образом заботиться о решении проблем социального характера, в частности, «зарплат, учитывая, что они традиционно были на довольно низком уровне... Но все-таки это в конечном итоге привело к определенному дисбалансу в экономике, который заключается в том, что производительность труда у нас отставала от роста зарплаты, а это всегда приводит к перекосам».
В связи с этим теперь с особым нетерпением ожидается обещанное выступление президента по поводу хода реализации его так называемых майских указов, в которых он как раз требовал повысить зарплаты бюджетникам. Однако стоит учесть, что речь идет о заработках в рублях, которые теряют свой вес по отношению к другим валютам на фоне роста рублевых цен. То есть девальвация рубля потенциально может способствовать развитию производственных отношений и экономики в целом.
Президент объяснил причины падения рубля. «Как только цены на углеводородное сырье сократились в два раза, это привело к сбоям, прежде всего в бюджетных расходах... При хорошей конъюнктуре цен на нефть и газ было трудно переориентировать участников экономической деятельности заниматься тем, что менее прибыльно... Но когда ситуация меняется, это подталкивает всех участников экономической деятельности к тому, чтобы вкладываться и в другие отрасли», — сказал В. Путин. Он объяснил, что Центробанку нужно было «либо палить резервы, чтобы поддерживать уровень [рубля] и играть на карманы спекулянтов, либо ЦБ вынужден был сделать то, что он сделал, — перейти к плавающему курсу... Это привело к ослаблению национальной валюты, но это единственный экономически обоснованный способ сбалансировать ситуацию».
Таким образом, страна пока умело использует новые экономические параметры. Пришлось еще приспособиться к жизни под санкциями, что тоже успешно удалось.
«Что произошло, и на что, может быть, сознательно или бессознательно те, кто вводил эти санкции, рассчитывали? У нас общий объем поступления иностранной валюты в нашу экономику в год составлял примерно 500 млрд долл. После падения цен со 100 долл. за баррель до 50 в нашу экономику не пришло 160 миллиардов из 500. Большая цифра. А при этом наши квазипартнеры ограничили доступ нашим банкам к рефинансированию на европейском рынке. Мы недополучили 160 млрд, а в прошлом году наши предприятия и банки должны были погасить текущие кредиты перед иностранными партнерами на сумму 130 млрд долл., и в этом году плюс еще 60 млрд долл. Видимо, кто-то рассчитывал на какой-то коллапс. Мы недосчитались 160, а должны заплатить 130 плюс 60. Никакого коллапса не произошло. Российская экономика легко, относительно легко преодолела эти искусственные барьеры», — сказал В. Путин.
Ответил президент и критикам решения России ввести продуктовове эмбарго. «Конечно, изначально было понятно, что это не может не привести к определенному скачку цен, но в то же время это шанс в условиях нашего пребывания в ВТО освободить внутренний рынок для национальных производителей... Мы не должны забывать, что у нас так или иначе связано с сельхозпроизводством 40 млн человек — одна треть населения РФ. Поэтому в любом случае мы действуем в правильном направлении», — сказал В. Путин.