В течение I квартала 2015 г. новое предложение профессиональных торговых центров в Москве продолжало расти рекордными темпами. Однако отмечен и антирекорд: никогда ранее торговые центры не выходили на рынок с такой низкой долей заполненных площадей и функционирующих на момент открытия магазинов.
Предложение строителей явно опережает спрос арендаторов, отмечается в обзоре рынка торговой недвижимости за I квартал 2015 г., подготовленном специалистами компании Blackwood.
По итогам I квартала общий объем предложения профессиональных торговых центров в Москве составляет 8,6 млн кв. м общей площади, из которых 4,3 млн кв. м — арендопригодная площадь. Обеспеченность жителей Москвы качественной торговой недвижимостью, считает Blackwood, составила 410 кв. м на 1000 жителей.
В I квартале 2015 г. на рынок вышли сразу три крупных объекта суммарной общей площадью почти 600 000 кв. м (из них 237 400 кв. м — арендопригодная площадь). Но значительно увеличился срок между так называемым техническим открытием комплекса (сегодня это один-два функционирующих «якорных» арендатора и 10—30% торговой галереи) и официальным торжественным открытием, на момент которого, как правило, приступают к работе не менее 50—60% арендаторов. Негативные тенденции в экономике России, а также нестабильность валютных курсов привели к дальнейшему пересмотру программ развития многих торговых операторов. О намерении выйти на российский рынок заявили лишь сеть магазинов одежды Superdry, а также сеть магазинов часов Seiko. Об уходе с российского рынка объявили сети магазинов одежды: сегмента премиум Herve Leger, MEXX, Lindex (группа Stockmann). Многие операторы планируют сократить размеры сетей и приостанавливают программы расширения и/или развития новых брендов.
На фоне сокращения программ развития торговых операторов продолжился рост уровня вакантных площадей как в торговых центрах, так и в сегменте street retail: по итогам I квартала 2015 г. данный показатель составляет от 5% в успешных востребованных объектах до 15% в менее популярных ТРЦ. Ставки аренды в долларовом выражении продолжили поступательное снижение на фоне роста курса валюты. Аналитики отмечают, что в течение I квартала 2015 г. на рынке сохранялись негативные тенденции. Потребительская активность населения снижается: по предварительным данным Мосгорстата, оборот розничной торговли и общественного питания в I квартале 2015 г. снизился на 8 и 6,5% соответственно по сравнению с I кварталом 2014 г. Снижение оборота розничной торговли вынуждает торговых операторов сокращать программы развития и пересматривать портфель магазинов, отказываясь от нерентабельных точек. Это приводит к росту вакантных площадей и снижению арендных ставок. С учетом пересмотра планов девелоперов в отношении новых проектов мы ожидаем снижения темпов прироста нового предложения, однако сохраняющиеся на рынке негативные тенденции с высокой вероятностью будут определять динамику основных показателей в течение 2015 г.: уровень вакантных помещений продолжит расти, ставки аренды будут снижаться.
К сведению
Суммарный уровень обеспеченности Москвы торговыми площадями примерно в полтора раза ниже среднего показателя по городам Европы, в столице наблюдается острый дефицит самых разных торговых форматов — от торговых центров, супермаркетов и гипермаркетов до магазинов шаговой доступности. По данным московских властей (на весну 2014 г.), обеспеченность торговыми площадями составляет порядка 800 кв. м на 1000 жителей, в среднем по Европе в крупном городе на аналогичное количество жителей приходится около 1200 кв. м.