В Определении ВС РФ от 16.04.2015 № 307-КГ15-2718 судья поддержал позицию компании, согласно которой при выплате работникам премий налог с этих сумм нужно перечислять в бюджет в момент выплаты заработной платы за месяц. Однако специалисты Минфина России и ФНС России настаивают на том, что в этом случае НДФЛ необходимо уплатить в день выплаты премии. Подробности — в нашем комментарии.
Суть да дело
В организации был установлен следующий порядок расчетов с работниками. Не позднее 22-го числа текущего месяца компания выплачивала работникам аванс, а не позднее 7-го числа следующего месяца производила окончательный расчет по заработной плате за истекший месяц. Кроме того, на основании приказа о премировании работникам ежемесячно выдавалась премия до выплаты заработной платы.
НДФЛ со всех выплат (аванса, премии и второй части заработной платы) работодатель удерживал при выплате заработной платы за вторую половину месяца. Таким образом, налог перечислялся в бюджет только после окончательного расчета с работниками по итогам каждого месяца.
По результатам налоговой проверки компания была привлечена к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа за несвоевременное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Также налоговики начислили пени. По мнению проверяющих, организация должна была исполнить свою обязанность по перечислению НДФЛ с премий в бюджет не позднее дня фактической выплаты премии.
Фискальный подход
Выводу налоговых инспекторов не приходится удивляться. Дело в том, что и Минфин России, и ФНС России придерживаются именно такой позиции. Подтверждение тому — недавно вышедшее письмо ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5756. В нем налоговые органы довели до налоговиков на местах позицию Минфина России (письмо от 27.03.2015 № 03-03-07/17028) по вопросу определения даты фактического получения физическим лицом дохода в виде премии для целей уплаты НДФЛ. Приведем аргументацию чиновников.
Налоговые агенты рассчитывают НДФЛ нарастающим итогом с начала налогового периода за каждый месяц по всем доходам, облагаемым по ставке 13%, которые были начислены работнику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. А вот перечисляется налог в бюджет по правилам п. 6 ст. 226 НК РФ — не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Порядок определения даты фактического получения дохода установлен в ст. 223 НК РФ. Так, в соответствии с подп. 1 п. 1 данной нормы Кодекса ей признается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме. Поэтому удержание налога с премии производится налоговым агентом при фактической выплате денежных средств налогоплательщику, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банке.
Отметим, что такой точки зрения специалисты финансового ведомства придерживаются давно. Так, в письме Минфина России от 12.11.2007 № 03-04-06-01/383 финансисты указали, что премии за достигнутые производственные результаты согласно ст. 129 ТК РФ являются стимулирующими выплатами, а не вознаграждением за труд. Следовательно, датой фактического получения дохода в виде премии является день выплаты этого дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках.
У судов иное мнение
В рассматриваемом судебном решении компания не согласилась с выводами проверяющих и обратилась за поддержкой в суд. Арбитры трех инстанций встали на сторону организации и признали правомерным перечисление в бюджет НДФЛ с выплаченных премий в срок, установленный для окончательного расчета по заработной плате. Вот как суды обосновали такую точку зрения.
Из материалов дела следует, что согласно положению о премировании работников организации по итогам работы за месяц премия выплачивалась за максимальную отдачу и добросовестный труд в течение данного периода и была призвана стимулировать производительность и качество труда работников. Исходя из этого суды признали, что спорные премии связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и имеют стимулирующий характер. Поэтому они являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений (ст. 15, 16, 56, 57, 129, 135 и 191 ТК РФ).
Для дохода в виде оплаты труда п. 2 ст. 223 НК РФ установлен специальный порядок определения даты фактического получения дохода. В этой норме Кодекса сказано, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором.
Суды отклонили ссылку налоговой инспекции на постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11. Дело в том, что в этом деле рассматривался вопрос об обложении НДФЛ сумм отпускных. В нем арбитры пришли к выводу, что оплата отпускных облагается в соответствии с порядком, предусмотренным абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ. Но это связано со специальным сроком выплаты отпускных — не позднее, чем за три дня до начала отпуска. В отличие от оплаты отпуска, Трудовой кодекс не предусматривает какого-либо особого порядка и сроков оплаты премий. Поскольку иные виды оплаты труда выплачиваются на основании внутренних документов работодателя и датой их получения считается последний день месяца, ссылка инспекции на правовую позицию ВАС РФ, касающуюся оплаты отпускных, применительно к эпизоду, связанному с оплатой премий, неправомерна.
Налоговый орган попытался обжаловать решения судов в Верховном суде, но потерпел неудачу. Судья отказал инспекции в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
После появления комментируемого Определения ВС РФ, на наш взгляд, у компаний увеличились шансы выиграть спор с налоговиками.